Музыка в видеоиграх

Музыка в видеоиграх – тема новая и крайне неизученная, это связано прежде всего с тем, что индустрия видеоигр относительно молода по сравнению с той же киноиндустрией, имеющей более чем вековую историю развития. С момента появления первых видеоигр прошло почти 70 лет и начало этому положило изобретение Томасом Т. Голдсмитом-мл. и Эстлой Рэем Манной развлекательного аппарата, имитирующего управление полетом ракеты, но по-настоящему первой видеоигрой считают «Pong» 1972 года – симулятор пинг-понга. Итак, можно сказать что история видеоигр насчитывает чуть менее полувека, но за этот, казалось бы, небольшой временной промежуток, развитие было более стремительным, чем в киноиндустрии за 100 лет. Значительные изменения произошли в частности и в музыке.

Музыка, как в кино, так и в видеоигре – важная составляющая, она усиливает эмоциональное впечатление от видеоигры и способствует большему погружению в интерактивное пространство. Если взглянуть на видеоигру 80-90-х годов ХХ века, то мы услышим весьма заурядную музыку, которая является здесь скорее фоном, нежели самостоятельным произведением. Это несложные композиции, в основе которых примитивные электронные звуки.

В музыкальной составляющей большинства видеоигр этих лет отсутствует уникальность, но уже тогда начинают появляться исключения из этих правил, среди них видеоигра «Cadash», вышедшая на игровой платформе [1]Sega Mega Drive/Genesis [2] в 1992 году. Музыка «Cadash», написанная японским композитором Тосико Тасаки, все также не отличается в звуковом разнообразии, (электронные звуки) но мелодически, ритмически, заставляет обратить на себя внимание. Необычное звучание, сложность построения, яркий контраст между композициями и даже некое подобие цикла с началом и заключением. Здесь можно услышать интересные и уже запоминающиеся темы, элементы контрастной полифонии, тенденции к развитию, что резко контрастирует со статичными, почти безжизненными мелодиями многих других видеоигр. «Cadash», в некотором смысле предвещает те кардинальные изменения, что должны произойти в конце 90-х.

Приближаясь к новому тысячелетию, стоит отметить видеоигру «Lost Eden» 1995 года, музыка которой уже может похвастаться звучанием классических инструментов, правда в несколько обработанном электронном варианте. Музыкальным оформлением к этой видеоигре занимался французский композитор Стефан Пик, создающий музыку к видеоиграм с начала 1980-х годов.

Total Annihilation

Первая видеоигра с симфоническим оркестром Total Annihilation

Композитор Джереми Соул

Композитор Джереми Соул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кардинальные изменения начинают происходить во второй половине последнего десятилетия ХХ столетия. Молодой американский композитор Джереми Соул задаётся вопросом создания полноценной симфонической музыки к видеоигре. Для того времени это была настоящая революция, в видеоиграх музыкальная составляющая еще не имела того большого значения что сейчас, и никто не видел смысла в создании симфонической музыки. В 1997 году Джереми Соул заканчивает работу по написанию музыки к видеоигре «Total Annihilation» и ее записи с живым симфоническим оркестром, (общее звучание немногим превышает 30 минут) получившей в итоге признание, и в немалой доле от музыкального сопровождения. На данный момент Джереми Соул является одним из самых востребованных игрокомпозиторов, который помимо музыки к видеоиграм и фильмам в этом году заканчивает создание своей первой симфонии.

С 1997 года можно отсчитывать новую веху в истории развития музыкальной составляющей видеоигр. В итоге, мы можем смело говорить о новом периоде в видеоиграх, когда на смену электронному звучанию приходит симфоническое. С этого момента музыке начинает уделяться большее внимание и соответственно, приобретает значимость фигура композитора. Симфоническая музыка становится новым стандартом, но далеко не все композиторы решаются следовать ему. Появляются лишь небольшие симфонические вставки, как например, в видеоигре 1998 года «Quest for Glory 5», музыку для которой написал композитор Ченс Томас. В этой видеоигре живой симфонический оркестр звучит только в самом начале и являет собой фанфарное вступление.

Композитор Кай Розенкранц

Композитор Кай Розенкранц

Конец 90-х начало 2000-х – расцвет в игроиндустрии, появляются более сложные, высокохудожественные игры многие, из которых имеют в с своей основе литературные произведения, что в свою очередь ставит высокую планку не только самой видеоигре, но и звучащей в ней музыке. Изменилось и отношение композиторов, и те задачи, которые они ставят при написании музыки. Вот мнение композитора Кая Розенкранца о музыке к видеоиграм: «Я считаю музыку действующим лицом, а не просто звуковым фоном, моя задача – либо подчеркнуть настроение, которое уже передается визуальным рядом, либо добавить что-нибудь совершенно новое».

Все это говорит о выведении музыки к видеоиграм на принципиально новый уровень. В это время появляется целая плеяда выдающихся композиторов, полностью посвятивших себя написанию музыки к видеоиграм. Среди них Джереми Соул, Кай Розенкранц, Ченс Томас, Мэтт Оулмин, Стюарт Чатвуд, Лорн Белф, Йеспер Кюд, Сэм Хьюлик, Джек Уолл, Инон Зур, Акира Ямаока, Адам Скорупа, Борислав Славов и другие. Пробовали свои силы в написании музыки к видеоиграм и композиторы с мировыми именами, добившиеся успеха в сфере киномузыки, в их числе Ханс Циммер, Клинт Мэнселл, Гарри Грегсон-Уильямс и др. Все эти композиторы внесли большой вклад в развитие музыки к видеоиграм, обогатив ее новыми приемами, типами мелодики, сделав по-настоящему самодостаточной.

Ярким событием в развитии музыки в игроиндустрии стала серия игр Gothic (2001-2006) немецкого разработчика «Piranha Bytes», музыку для которой написал талантливый немецкий композитор Кай Розенкранц. В свои двадцать лет, работая над первой частью серии, (2001) Кай Розенкранц делает попытку приблизить музыку к классическим канонам, используя различные полифонические приемы лейтсистему, сложные гармонические построения, в совокупности с выразительной мелодией. Все это в итоге получило дальнейшее развитие во второй и в особенности третьей части, где музыкальное оформление (а это более двух часов) было записано с Бохумским симфоническим оркестром и Пражским филармоническим хором, образовав тем самым некое подобие кантаты и симфонии для видеоигры.

Бохумский симфонический оркестр Gothic 3

Бохумский симфонический оркестр во время записи музыке к видеоигре Gothic 3

Пражский хор Gothic3

Пражский филармонический хор на записи музыки к видеоигре Gothic 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006 год стал насыщен на яркие проекты, музыка в которых, также отвечала уже заданным высоким стандартам. Здесь можно упомянуть третью часть серии видеоигр «Gothic» (композитор Кай Розенкранц), четвертую часть серии «The Elder Scrolls», и вторую часть «Neverwinter Nights» выдающегося композитора современности Джереми Соула. «Civilization 4» помимо мастерски написанной к ней музыки и в особенности, вступительной композиции за авторством Кристофера Тина, использует церковные хоралы, народную музыку разных народов, произведения Баха, Моцарта, Римского-Корсакова и пр.

Время идёт вперёд и композиторы, желая разнообразить и внести в музыку новое, создают синтетический музыкальный язык, образованный от смешения электронной и симфонической музыки. Приближаясь к заключению первого десятилетия ХХI века, симфоническая музыка в видеоиграх частично вытесняется этим новым синтезом. Таким образом, мы можем говорить о начале нового третьего периода, который наступил в конце 2000-х годов и продолжается до сих пор. Видеоигры этих лет, звучание которых изменилось посредством этого синтеза: серия «Mass Effect» (2007-2012) композитор Джек Уолл, серия «Crysis» начиная со второй части (2008-2013) композиторы Борислав Славов, Ханс Циммер, Тилман Силеску, серия «Fallout» (2008-2015) начиная с третьей части композитора Инона Зура и другие проекты. Теперь перед нами предстают три этапа в развитии музыкальной составляющей видеоигр, которые условно можно поделить на «электронный», «симфонический», «синтетический». Эта периодизация указывает на общие тенденции развития и довольно условна, поскольку электронное звучание продолжает использоваться композиторами и в симфоническом периоде, также как в синтетическом – симфоническое.

Современные видеоигры не лишились оркестрового колорита, а наоборот, обогатились благодаря поискам нового звучания, новых композиционных техник. Но остаются композиторы верные симфонической музыке, так Кай Розенкранц, Джереми Соул продолжают в своих новых проектах «Risen», «The Elder Scrolls V Skyrim» и других, использовать преимущественно оркестр.

Сегодня видеоигры несомненно занимают значительную часть в современной культуре и получили свое заслуженное признание, так в США в 2011 году видеоигры официально были признаны видом искусства. О признании мировым сообществом видеоигр видом искусства говорят ежегодные премии, «Bafta», «Grammy», «Golden Reel Award» и другие, на которых видеоигры наряду с кинематографом и другими медиа получают награды в самых разных номинациях, в том числе за лучшую авторскую музыку.

Наша консерватория уже имеет опыт исполнения музыки к видеоиграм. В 2014 году на гала-концерте в честь 70-летия Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы, прозвучала музыка к видеоигре «Civilization 4» композитора Кристофера Тина под названием «Baba Yetu», что в переводе с языка суахили означает «Отче Наш». Надо сказать, эта композиция получила престижную премию «Grammy», и это первая такого рода награда в истории видеоигр. Надеюсь, наша консерватория не остановится на исполнении только этого произведения. Музыка к видеоиграм перестала быть безликим фоном, в ней есть смелые идеи, интересные гармонические, тембровые и мелодические находки, есть смысл, есть Душа.

 

Тихон МАКСИМЧЕВ,

пианист, 3 курс КНК им. Курмангазы

 

Список использованных источников

 

  1. Салихов А.Н. Музыка в видеоиграх. К проблеме изучения новой композиторской практики. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2014/11/Salihov_2014.pdf
  2. Risen-Soundtrack: Interview mit dem Audio-Direktor, inklusive Hörproben zum Download! – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pcgames.de/Risen-Spiel-30275/Specials/Risen-Interview-690158/
  3. История компьютерных игр. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D0%B3%D1%80
  4. Ракетный симулятор. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80

[1] Игровая платформа – устройство, на котором воспроизводится видеоигра.

[2] Sega Mega Drive/Genesis — игровая приставка четвёртого поколения, разработанная и выпускавшаяся японской компанией Sega

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.