Юная скрипачка из Алматы Малика Бектурова достойно представила Казахстан на престижном Международном конкурсе скрипачей имени Леопольда Ауэра, проходившем в Санкт-Петербурге, где она получила почётный диплом финалиста.
Малика Бектурова учится в 9 классе РССМШИ им. К Байсеитовой. Она занимается в классе Куралай Арлоповны Ахметовой, которая в течение 8 лет является её единственным наставником. На сегодняшний день Малика имеет большой опыт участия в различных Международных конкурсах. В 7 лет она впервые выступала на большой сцене, на Республиканской олимпиаде, проходившей в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, где получила почётный диплом и была отмечена членами жюри как самая младшая участница конкурса.
Это был первый этап на пути к большим достижениям. Дважды Малика была лауреатом Международного конкурса имени Ахмета Жубанова (второе место – 2011, первое место – 2013). В 2012 году стала лауреатом конкурса «Астана Мерей», в 2014 году – первой премии конкурса имени А. Глазунова (г. Париж, Франция), а также первое место и звание лауреата на конкурсе, посвящённом 100-летию К. Байсеитовой. Малика неоднократно выступала в сопровождении Государственного симфонического оркестра РК, камерного оркестра «Камерата Казахстана».
В свои 15 лет девочка имеет достойный скрипичный репертуар, включающий произведения разных стилей и направлений. Это скрипичные концерты И. Баха, В. Моцарта, А. Хачатуряна, Г. Венявского, Ф. Мендельсона, а также камерные произведения П. Сарасате, Н. Паганини, П. Чайковского и других композиторов.
В марте 2016 года Малика Бектурова получила второе место и звание лауреата на Республиканском конкурсе молодых исполнителей (Алматы). Но именно конкурс имени Л. Ауэра, по мнению юной исполнительницы, является наиболее значимым в её творческой биографии. Конкурс привлёк Малику возможностью попробовать свои силы в соревновании более высокого уровня.
IV Международный конкурс скрипачей и квартетов имени Леопольда Ауэра проходил в Петербурге с 15-го по 23-е октября 2016 года. В этом году за звание лауреатов и дипломантов боролись 65 участников из 10 стран мира. В состав жюри вошли звезды мировой скрипичной сцены – Алла Арановская (Россия, США), Левон Амбарцумян (США), Алехандро Драго (США), Андрей Догадин (Россия), Илья Иофф (Россия), Леонид Кербель (Бельгия, Великобритания), Нина Никитина (Россия), Томас Чан-ю Чен (Тайвань).
15 октября в Концертном зале Яани Кирик состоялся торжественный концерт-открытие IV Международного конкурса скрипачей и квартетов имени Л.Ауэра, на котором с приветственным словом и напутствием выступали члены жюри. На мероприятие был приглашён консул Венгрии в Санкт-Петербурге Ференц Надь Ребек как представитель родины Леопольда Ауэра. В рамках конкурса прошли мастер-классы российских и зарубежных исполнителей и педагогов, на которых конкурсанты имели бесценный опыт общения с выдающимися музыкантами. Завершился конкурс 23 октября гала-концертом в зале Государственной Академической Капеллы под аккомпанемент оркестра «Symphonica ARTica под управлением известного итальянского дирижера Фабио Мастранджело.
Впервые конкурс скрипачей имени Л. Ауэра состоялся ещё при жизни маэстро. В 1908 году в Петербургской консерватории праздновали 40-летний юбилей деятельности профессора. Тогда и было решено провести первый конкурс в честь педагога, родоначальника русской скрипичной школы, хорошо известной и почитаемой во всем мире. За 49 лет педагогической деятельности в России Леопольд Ауэр воспитал целую плеяду известных скрипачей. Среди его учеников Я. Хейфец, К. Горский, М. Полякин, Е. Цимбалист, М. Эльман, А. Зейдель, М. Пиастро и многие другие.
Учитывая заслуги Леопольда Ауэра перед русской музыкальной культурой, спустя столетие, в 2012 году в Петербурге решили продолжить традицию. В октябре 2016 года состоялся уже четвёртый «Международный конкурс скрипачей и квартетов имени Леопольда Ауэра», посвящённый 125-летию со дня рождения С. Прокофьева.
За эти годы конкурс стал одной из самых престижных площадок для российских и зарубежных музыкантов. Из года в год мероприятие неизменно вызывает огромный интерес у ценителей классической музыки и позволяет молодым скрипачам не только продемонстрировать своё мастерство, но и обменяться профессиональным опытом, выслушать советы выдающихся мастеров.
После приезда мы взяли интервью у Малики.
— Малика, прими наши поздравления. Ты имеешь опыт участия в разных конкурсах, за прошлый год в этой копилке появились ещё два.
— Да, в марте 2016 года я стала лауреатом Республиканского конкурса молодых исполнителей, который проходил в Алматы.
— Расскажи, какие впечатления ты получила от конкурса им. Л. Ауэра?
— Впечатлений море. Я знала, что будут сильные участники, но не ожидала встретить там ребят, лауреатов многих престижных конкурсов, например, победителей «Щелкунчика».
— «Щелкунчика» прошлого года?
— Да, это Георгий Ибатулин, Матвей Блюмин.
— С некоторыми ты была знакома по другим конкурсам?
— Да, я знала, что приедет Афанасий Ступаков-Конев, ученик ЦМШ при Московской консерватории, его я слушала на Международном конкурсе скрипачей в Астане, в 2014 году.
— В этом году на конкурс отобрали свыше 70 участников?
— Это общее количество в двух возрастных группах. Я выступала в категории
Solo-Junior, в нашей группе было 25 участников, из России, Грузии, Болгарии и других стран.
— Что дают тебе такие конкурсы?
— Участие в конкурсах помогает мне приобретать необходимые для исполнителя профессиональные качества: техническую свободу, умение исполнять музыку разных стилей, способность справляться со сценическим волнением. Конкурсы стимулируют освоение нового репертуара. Я давно хотела попробовать свои силы на более сложных конкурсах. Конкурс имени Л. Ауэра – очень престижный. Само участие в нём – это очень важная ступень в профессиональном росте.
— Ты смогла, наверное, оценить и свой уровень?
— Конечно, я поняла, чего мне не хватило, над чем необходимо работать.
— А что ты исполняла?
— На первом туре я играла «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Размышление» Ж. Массне, «Цыганские напевы» П. Сарасате. На втором туре – первую часть Концерта для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
— Да, солидная программа. Произведение Прокофьева было обязательным?
— Да, в связи с 125-летним юбилеем знаменитого композитора, организаторы посвятили конкурс С. Прокофьеву, поэтому мне посчастливилось услышать на первом туре большое количество яркой музыки Прокофьева.
— Сколько исполнителей прошло в финал?
— На второй тур пропустили 12 участников, многие из них учатся в ЦМШ при Московской консерватории им. П. Чайковского.
— Кого ты выделишь из трёх лауреатов?
— Лауреатами стали Блюмин Матвей, он учится в музыкальной школе при РАМ имени Гнесиных, второе место присудили Кристине Джорджиевой, она из Болгарии, третье место взял Афанасий Ступаков-Конев. Он учится в ЦМШ при МГК им. Чайковского. Все они достойные исполнители, каждый интересен по-своему. Мне импонирует игра Афанасия. У него красивый звук, отличное качество исполнения и, безусловно, хорошая школа.
— Помимо конкурсных выступлений, как нам известно, были мастер-классы. Тебе удалось посетить их?
— Да, большим плюсом таких конкурсов является возможность получения уроков у высокопрофессиональных музыкантов. Нужно сказать, что жюри было представлено такими известными мировыми скрипачами, как Алла Арановская (Президент «Leopold Auer Societu», первая скрипка квартета «Санкт-Петербург»), Алехандро Драго (профессор кафедры скрипки и альта Университета штата Северная Дакота), Леонид Кербель (профессор Королевского колледжа музыки Лондона, профессор Международной музыкальной Академии им. Менухина в Швейцарии) и др. Я получила мастер-класс у Алехандро Драго.
— Как урок?
— Алехандро Драго – концертирующий скрипач. Это был настоящий творческий урок, он пролетел так быстро, и за это короткое время, я получила очень много ценной для себя информации. Это потрясающий музыкант, он знает отлично как сольную партию, так и оркестровую.
— Тебе удалось посмотреть достопримечательности Санкт-Петербурга?
— Несмотря на плотный конкурсный график, мы смогли посетить и Эрмитаж, и знаменитый Мариинский театр… Но самое большое впечатление на меня произвёл концерт Клары Джуми Кан, которая в эти дни была с гастролями в Питере. Это было настоящее счастье, узнав эту новость в аэропорту, я всю дорогу думала только об этом, и сразу по приезду в отель, мы приобрели билеты на её концерт.
— Она – твой кумир?
—Да, с недавнего времени, после того, как я услышала её на 15 Международном конкурсе им. П. Чайковского. Мне нравится её неповторимый стиль игры, интерпретация.
—Да, в таком случае, тебе повезло.
— Эта поездка была какой-то особенной, каждый день был для меня полон новых впечатлений. Это конкурсные прослушивания, концерты, вечерние прогулки по прекрасному городу, потрясающее закрытие конкурса, на котором играли лауреаты, а дирижировал сам Фабио Мастранджело.
— Нам остаётся пожелать тебе больших успехов на пути к вершинам исполнительского мастерства!
Нам удалось задать несколько вопросов одному из членов жюри, профессору кафедры скрипки и альта Университета Северная Дакота Алехандро Драго.
Алехандро Драго – известный аргентинский скрипач, исполнитель, дирижёр и исследователь скрипичной музыки. В настоящее время он работает в Америке, занимается разносторонней деятельностью. Как исполнитель он завоевал большую популярность в качестве блестящего интерпретатора аргентинской музыки, в частности сделал большое количество обработок аргентинского танго для различных составов исполнителей. Дискография Алехандро Драго во Франции, США и Аргентине включает в себя струнные квартеты, сольные концерты, авангардные танго для EMI International и получивший международную известность, альбом произведений для соло скрипки, изданный Naxos Music Library Японии и фирмой CD Tradition.
Алехандро Драго закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу скрипки под руководством профессора Марины Яшвили. Алехандро выступал в качестве солиста во многих известных концертных залах, таких как Большой зал Московской Государственной Консерватории, Концетный зал Санкт-Петербургской Филармонии, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Кеннеди Центр в Вашингтоне и зал Коларац в Белграде, с Симфоническим Академическим Оркестром Санкт-Петербургской Филармонии, с Государственным Академическим Симфоническим Оркестром Республики Беларусь и многими другими. Алехандро неоднократно гастролировал в России, Америке, Китае, Австрии, Чехии, Швейцарии, Литве, Тайване, Беларуси, Франции, Бразилии, в странах бывшей Югославии (Сербии, Боснии и Герцеговине), Румынии, Португалии, Мексике и др. Свою дирижёрскую карьеру Алехандро Драго начал в Камерном Оркестре CCBA в Буэнос-Айресе. С 2005 по 2008 он был заместителем дирижёра Симфонического Оркестра Южного Миссисиппи и главным дирижёром Камерного Оркестра Южного Миссисиппи. С 2008 года Алехандро Драго неоднократно выступал в качестве приглашённого дирижёра с Симфоническим Оркестром г. Гранд-Форкса (Северная Дакота) и стал его художественным руководителем в 2015 году.
— Алехандро, как Вы оцениваете уровень участников этого года?
— Прежде чем приехать в Санкт-Петербург, я ознакомился с записями лауреатов прошлых конкурсов. Могу с уверенностью сказать, что участники этого года приятно удивили и произвели на меня большое впечатление, исполнительский уровень был достаточно высоким!
— На любом конкурсе есть определённые критерии, которых придерживаются члены жюри. Какие критерии в оценке молодых исполнителей для Вас являются самыми важными?
— Это трудный вопрос. Как педагог и как отец, я искренне желаю каждому конкурсанту успешно выступить и унести домой заслуженную премию! Увы, мы все понимаем, что это невозможно, что такой подход (к сожалению, сегодня есть конкурсы, которые проводятся на таком именно «принципе – делать всем приятно») был бы и несправедливым и бесполезным, даже вредным для роста молодых начинающих артистов. Как член жюри, я стараюсь, прежде всего, оценить степень целостной подготовки участника. Если всё в порядке с пассажами, насколько осмыслена кантилена, прекрасно получаются лирические фрагменты, а как насчёт бравурной техники? Звук красивый, а есть ли масштабность? К сожалению, часто у молодых исполнителей вместо разнообразной музыкальности получается грубая ставка на силовые, форсированные и не очень богатые выразительные ресурсы… Вот только маленький пример того, что проходит через твою голову, когда сидишь в жюри. Я страшно волнуюсь за конкурсантов, но ещё больше волнуюсь о том, чтобы моя оценка была достаточно справедливой. Поэтому мои коллеги дружески дразнили меня за мою «писанину и бухгалтерию» во время прослушиваний. Я старался не пропустить ни одной детали, которая помогает мне более объективно оценить исполнительские способности каждого конкурсанта!
— Да, здорово! Это говорит о Вашем отношении к работе, ответственном подходе. А что Вы думаете об уровне казахстанской школы? Как Вам игра нашей исполнительницы Малики Бектуровой?
— У меня не было достаточного опыта общения с казахстанскими скрипачами – надеюсь это исправить в будущем! Отличительная черта всех казахстанских скрипачей, которых я когда-либо слушал, как студентов, так и артистов – это очень хорошая ритмика и очень темпераментная, утвердительная игра.
Малика Бектурова, безусловно, обладает такими качествами. В этом отношении, я считаю её своего рода драгоценным камнем, неогранённым алмазом, который ожидает свою окончательную огранку занятиями, уроками, советами, но также чтением, путешествиями, внимательным слушанием других исполнителей разного калибра – особенно коллег-ровесников, и, конечно, размышлением над всем, что она делает на инструменте и к чему она стремится. Путь развития любого артиста не прост, и здесь так важна поддержка родителей, семьи, государственных и академических структур, и не в последнюю очередь, конечно, нас, педагогов и музыкантов.
— Алехандро, как опытный концертирующий исполнитель, Вы часто выступаете на сцене. Какие советы Вы можете дать молодым музыкантам? Как настроиться перед выступлением, как побороть волнение?
— Начну со второй половины вопроса, волнение побороть нельзя и не надо! Просто надо научиться играть настолько стабильно, чтобы волнение не могло повлиять отрицательно на качество исполнения, а наоборот, положительно, как некая могучая сила, которая двигает нас вперёд. Ещё одним важным моментом для преодоления сценического волнения является то, что в процессе исполнения ( молодые музыканты, увы, часто пренебрегают этим советом) музыкант должен чётко представлять для себя свои художественные цели: знать исполнительские задачи и пути их решения! Волнение идёт от излишней фиксации на эго. Переключиться от того, что мы получаем или получим (похвалу, пятёрку, премию, лауреатство, восхищение других, и т. д. и т. п.), на то, что мы даём публике – это самый верный путь к превращению энергии волнения от помехи на союзника, сподвижника.
А теперь, относительно первой половины вопроса, я хочу сказать своим будущим коллегам две вещи. Во-первых, вы должны знать, что заниматься музыкой в наше непростое время – это большая удача! Поэтому нужно любить своё дело, быть преданным Музыке, Искусству! А во-вторых, помните, что мир Музыки – намного шире, чем нас учат даже в самых хороших консерваториях. Молодой музыкант должен искать себя, своё лицо, свой язык, и правильно найти себе профессиональное применение, не в узком смысле, как мы привыкли, только лишь в качестве солиста или оркестрового музыканта. В мире музыки содержатся такие возможности, такие сокровища, о которых молодые даже не подозревают! Молодым музыкантам следует смело искать профессиональные возможности за пределами узких категорий так называемой классической музыки.
— Спасибо Вам огромное за интересную беседу, желаем Вам больших творческих успехов!
Тамара ДЖУМАЛИЕВА
профессор кафедры музыковедения и композиции
Казахской национальной консерватории имени Курмангазы,
кандидат искусствоведения