Значительное место в истории казахской музыки занимает творчество Народного артиста КазССР и СССР, лауреата Государственной премии КазССР, композитора Сыдыка Мухамеджанова. Оно охватывает самые разнообразные жанры музыкального искусства. Сыдык Мухамеджанов – композитор, который внес большой вклад в становление и развитие многих жанров казахской академической музыки. Уникальный талант и мастерство С. Мухамеджанова с равной силой проявились как в его сценических полотнах, симфонических произведениях, так и в хоровом, камерно-инструментальном и в вокальном творчестве.
Музыкальное наследие композитора по праву входит в золотой фонд казахской культуры XX века. Его музыка подкупает мелодической щедростью и яркой эмоциональностью, богатством лирики, глубиной воплощения драматических коллизий и суровой героики исторических событий. Последнее становится возможным благодаря превосходному знанию искусства своего народа, его богатой истории. Здесь он черпает темы для своих сочинений, их народной музыкально-поэтической интонации вырастает все его творчество.
Композиторы разных времен и эпох не раз обращались к теме времена года, это один из вечных и универсальных сюжетов, получивших, как известно, в разные века многочисленное воплощение в мировой литературе и искусстве, в творчестве представителей разных школ, течений, стилей. Цикл «Времена года» итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди, трогательные пьесы на фортепиано П. И. Чайковского, танго «Времен года» А. Пьяццоллы, грандиозная оратория Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина, — каждый месяц это маленькая пьеса, часть, композиция, вариация. Своей музыкой композиторы пытаются передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.
Впервые в истории казахской письменной литературы поэт Абай Кунанбаев создает стихи о временах года, которые служат примером. «Жазғытұры», «Жаз», «Күз», «Қыс» являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.
Главным реалистическим образом стихов становится казахская степь. Абай Кунанбаев стремится перед читателем раскрыть «в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах» — казахскую степь. Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.
По мнению доктора педагогических наук Р.Ш.Сыдыковой «С.Мухамеджанов в истории казахской профессиональной музыки открыл новый пласт крупных хоровых открытий – это и вокально-хоровые циклы, хоровые поэмы, хоровые кантаты, оратории». Автор отмечает, что «к воплощению классического программного цикла «Времена года» в казахском музыкальном искусстве никто из композиторов не обращался. Это первое обращение к замыслу такого масштабного цикла. Приятно отметить, что это, единичное новшество, проявилось именно в хоровом жанре». Склоняясь к словам Р.Ш.Сыдыковой также хочется отметить хоровое письмо композитора, где для него поэзия Абая занимает важное значение в формировании музыкального текста:
- Композитор относится к тексту стихов Абая избирательно использует не весь текст, только тот, который характеризует стихотворение, который способен передать самые выразительные и щемящие моменты, присущие определенному времени года. Как правило, С.Мухамеджанов обращает свое творческое внимание на начальные строки или строфы выбранных им стихов.
- Выбранный текст в сочетании с музыкой предстает как целостная картина природы. Композитор стремится детально передать образы, настроение, характеры лета, осени, зимы, весны.
- Композитор тонко описывает через хоровое звучание поэзию Абая. Использует различные музыкально – выразительные средства и музыкально – иллюстративные средства:
- Внедрения звуков альтерации, хроматических интонаций и гамм.
- Комплементарную ритмику, разнообразные ритмические комбинации.
- Различные штрихи, контрастные динамические и темповые оттенки.
- Контрастностью и статичностью тонального плана композиции — модуляций, отклонений.
- Контрастностью динамических и темповых оттенков между разделами форм частей и между частями кантаты.
- Большим количеством внедрения разнообразных вариантов алексических слогов, уплотняющие и разряжающие фактуру, использующиеся как фон, и как звукоизобразительный элемент. Пение с закрытым ртом придает композиции спокойный размеренный, мягкий характер, способствует выделению мелодического рисунка, где звучит текст выполняет роль ярко – красочного гармонического фона, разряжает фактуру, невводит в напряжение, а выполняет музыкально – иллюстративную роль.
- Различные приемы формирования музыкальной ткани кантаты:
- Сопоставление контрастных разделов внутри форм частей, сопоставление контрастных разделов между частями кантаты.
- Повторное и имитационное проведение текста стиха для логической завершенности формы произведения. Композитор как и в остальных частях включает повторные фразы текста в композицию, которые удлиняют, придают законченность музыкальной мысли и обогощают форму произведения.
- Разнообразием и комбинированием фактурных пластов.
- Наблюдается тесное взаимодействие литературного текста и музыкального текста за счет внедрения различных вариантов распевов в музыкальную ткань хоровых партий композитор не только сокращает текст стихотворения, но и обогощает музыкальную ткань, использует многогранные музыкально – выразительные средства для передачи новых контрастных образов.
Куаныш РЫСКУЛОВ