Золотая тональность осени

Художественные зарисовки с Пятого Левитановского фестиваля

Плёс – прямо-таки  табакерочный городочек на холмах – место паломничества художников. Неслучайно Левитановский фестиваль проходит именно здесь: камерный городок, камерная музыка, величественная Волга и изящные берёзы с первой позолотой в листве. Это, наверное, один из самых романтичных фестивалей в России, и именно о нём пойдёт речь.

Улочки Плёса

Улочки Плёса

ПЛЕСК И БЛЕСК

Первый вечер – гала-концерт «Музыка для всех нас» – был посвящён открытию фестиваля, а всех гостей принимал не так давно построенный Левитановский культурный центр, расположенный рядом с домом-музеем художника.

На открытии, помимо таких «хитов» как, например, «Муки любви» Ф.Крейслера и «Summertime» Дж.Гершвина, прозвучали бетховенские Двенадцать вариаций на тему Генделя из оратории «Иуда Макковей» для виолончели и фортепиано (партия виолончели – Рустам Комачков, партия фортепиано – Алексей Гориболь), довольно редко появляющаяся в концертных программах Соната для двух виолончелей g-moll Г.Ф.Генделя (Сергей Прокофьев, Р. Комачков),  а также Четыре фантазии для фортепиано, скрипки и виолончели a-moll,  op.88 Р.Шумана, посвящённые композитором Софии Петерсен. Эти пьесы – Романс, Юмореска, Дуэт и Финал – были подарены слушателям  Еленой Ревич, С. Прокофьевым и А. Гориболем.

Сергей Прокофьев, Алексей Гориболь и Рустам Комачков

Сергей Прокофьев, Алексей Гориболь и Рустам Комачков

Хочется отметить завораживающее Le Grand Tango А.Пьяццоллы, посвящённое М.Л.Ростроповичу (Комачков, Гориболь), а также сцену и арию Иоанны из оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева»; голос Олеси Петровой похож на тёплые объятия:  глубокий, невероятно красивый тембр, матово-бархатное меццо-сопрано. А исполненная ею в дуэте с Татьяной Куинджи «Belle nuit» из «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха как нельзя лучше соответствовала поэтичному виду из окон концертного зала: музыка пульсировала в такт дрожащим дорожкам отражений цветных фонарей набережной на волнах Волги. Плеск воды и блеск полированной поверхности рояля на сцене…

Татьяна Куинджи,Алексей Гориболь и Ингеборга Дапкунайте

Татьяна Куинджи, Алексей Гориболь и Ингеборга Дапкунайте

НОСТАЛЬГИЯ ПО ДЕТСТВУ

Во второй фестивальный день все взрослые слушатели могли погрузиться в свои детские воспоминания, а ребятишки приобщиться одновременно к трём серьёзным взрослым искусствам: живописи, музыки и поэзии. В концертном зале были размещены работы художницы Ирины Корсаковой, объединённые общим названием «Детские игры».

А. Гориболя и Т. Куинджи стоит отдельно поблагодарить за включение в программу фестиваля вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского: наверное, это один из сложнейших образцов мирового репертуара вокальной музыки, требующий столь тонкого интонационного и, самое главное, эмоционального единства солиста и концертмейстера.

Алексей Гориболь после исполнения Мусоргского и Чайковского

Алексей Гориболь после исполнения Мусоргского и Чайковского

Но кое-кому на фестивале в Плёсе было на всё это наплевать: во время исполнения номера «С куклой» с первых рядов поднялась дама, на вид бизнес-вумен, и, стуча каблуками на весь зал, проследовала до двери, ещё и хлопнув ею напоследок…

Вообще, поведение и телевизионных журналистов оставляло желать лучшего: операторы – понятно, им нужно снять сюжет со всех ракурсов, но разговаривать почти в полный голос во время исполнения! И когда ещё в первый вечер одна девушка, ничуть не стесняясь, спросила меня, кто сейчас на сцене, мне оставалось только молча показать ей программку. А звук «зумов» во время звучания музыки?  Ингеборга Дапкунайте, которая на открытии присутствовала в качестве гостьи, тоже была поражена обстановкой в зале, а на следующий день перед своим выступлением – актриса читала цикл Веры Павловой «Детский альбом», каждое стихотворение которого называется так же, как пьесы «Детского альбома»  П.И.Чайковского – попросила не фотографировать её во время исполнения, так как теряется контакт с публикой. За роялем – вновь Алексей Гориболь. Сочетание современной поэзии и музыки оказалось интересным ещё и потому, что образы музыки Петра Ильича трансформировались в совершенно неожиданные сценки у Веры Павловой. Например: «Новая кукла» – реакция маленького мальчика на новорождённого братишку (аллюзия очевидна), «Похороны куклы» – рассказ бабушки о тряпичной кукле, которую съели во время голода, потому что в ней был отрубей «целый стакан», а вот «Болезнь куклы» (в жизни не догадаетесь!) – сценка в кабинете логопеда. Художественное слово, музыка, картины – наверняка многие в тот день ощутили ностальгию по детству.

А вечером выступил вокальный квинтет выпускников Академии им.В.С.Попова «Бродвей», представив в первом отделении строгий стиль мадригалами Орландо ди Лассо, Палестрины, Якоба Хандля, Уильяма Бёрда. Также прозвучали знаменитый «Ave verum corpus» Моцарта и произведения романтиков: Шуберта, Шумана и Грига, а премьерой вечера стали шесть песен Бетховена на слова Х.Ф.Геллерта в аранжировке для пяти голосов Антона Иванова, лидера квинтета. После антракта самым интересным номером из аранжировок шлягеров ХХ века показалась «Песня старого извозчика» из репертуара Леонида Утёсова, освежённая современным рэп-битом. Но всё-таки после академического пения вокал через микрофон резанул уши современными ритмами.

Вокальная группа Бродвей

Вокальная группа Бродвей

ПЛАВАНИЕ ПО ВЕКАМ

На заключительном вечере в продолжение детской темы Полиной Осетинской была представлена программа «Колыбельные», а в финале  фестиваля – квинтет Альфреда Шнитке в исполнении  Назара Кожухаря, Елены Ревич, Сергея Полтавского, Рустама Комачкова и Алексея Гориболя.

Сама Полина Осетинская дарит удовольствие слушателям своим исполнением. За окнами концертного зала плещется Волга: пока звучали колыбельные, казалось, что это музыка самой реки.

Полина Осетинская после вытупления

Полина Осетинская после выступления

Плёс – действительно поэтичный уголок. И пусть это местечко на Волге благодаря Левитановскому фестивалю будет превращаться в музыкальную табакерку ещё не один год.

Юлия БЕЛОУС, Россия

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.