Шла на конкурсное прослушивание с высокими ожиданиями, ведь участники – это уже отобранные молодые дарования, и грезилось мне соприкосновение с тем высоким, запредельным, что так трогает душу, самые потаённые её места, до которых в обыденной жизни не так просто добраться, а музыке, если повезёт попасть в руки одарённого музыканта это под силу.
А ещё было желание погрузиться в пучину звуков и вибраций, шутка ли, слушать музыку по полтора часа, в четыре подхода и это все в один день. Да, это был эксперимент. Просто утонуть в музыке — что это? Как это? Упустить такую возможность я не могла себе позволить.
Но, что же приготовил день грядущий?
Совсем не то, чего я ожидала…
Все началось с того, что первый музыкант, не смею его назвать «конкурсантом», увлёк за собой. Ему удалось прикоснуться к чему-то запредельному, в пространстве которого мои эмоции были полностью во власти музыки. Вот уже на сцене, за роялем сидит следующий участник, и ведомая своим интересом, пытаюсь переключить внимание на него, вдруг понимаю, что не могу. Мое эмоциональное погружение оказалось таким глубоким, что вырваться из него было не так просто. Минут десять-пятнадцать внимание вновь и вновь, возвращалось в поле музыки предыдущего музыканта.
Далее, музыка звучала не менее прекрасно. Исполнители были погружены в музыку, они были виртуозны, в звуке было пространство и вибрации ощущались физически, но… ничто не трогало душу.
Это было переломным моментом. Остро встал вопрос, почему при, казалось бы, достойном исполнении, музыка не трогает? Мозг, в отчаянии, начал искать – за что же зацепиться? Я пристально вглядывалась в лица, дабы разглядеть невербальный фон, вслушивалась во все происходящее, в звуки, в линии мелодий. Надо отметить, повезло с материалом, репертуар звучал серьезный, от того выразительней на его фоне были очертания составляющих элементов.
И вот что предстало пред моим взором уже на пятом участнике:
Первое на что переключилось мое внимание – это само произведение. Возник вопрос: о чем рассказывает мелодия? А музыка рассказывала о драме. Композитор вложил в неё тяжелейшие переживания, глубочайший внутренний конфликт, отчаяние, сменяющееся бравадой, за которой следовало опустошение, граничащее с очищением.
То есть, с одной стороны, это произведение – рассказ о тяжелейшем, глубоком потрясении, о сильнейших эмоциональных переживаниях и чувствах. Более того, талант композитора позволил поведать о чаяниях, очень выразительным, ярким слогом. Музыка, буквально говорила. А с другой стороны, за роялем сидело молодое создание. На вид, очень прилежное, возможно с синдромом отличника, которое, к счастью, не проживала ничего подобного. Тем не менее, способное чувствовать, ощущать, воспринимать, пропускать через себя музыку, и как выясняется, только лишь внешнюю ее форму (и это тоже важно).
Только, чтобы музыка становилась живой, почти осязаемой, проникала в сознание, переставала быть чем-то внешним, начинала рождаться в голове слушателя, трогала душу, ее необходимо наполнять. Форму надо наполнять! Содержанием. Вкладывать в нее настоящие эмоции. А между тем, реальных эмоций не было. Не откуда взяться им. Слишком молоды музыканты. Слишком серьезный репертуар. Не по летам. Не потому что без таланы, но потому что не проживали еще. Очень хотелось прибавить каждому из них лет эдак по 30-40, и думаю, их звучание обрело бы иные краски. Тогда бы, от поведанных ими историй текли бы слезы, это было бы настоящее потрясение души и после всего услышанного еще бы долго хотелось молчать.
Не случилось.
Да, концерты бывают разными. Концерт, может наполнить душу, что не часто происходит. Концерт, может, в лучшем случае, не вызвать никаких эмоций, в худшем случае, может отравить. Но оказалось, может быть и по-иному.
Шла на конкурсное прослушивание за прикосновением к высокому, а получила совершенно другое. Самое удивительное, именно в отсутствии музыки высокого порядка, заключался драгоценный опыт. Многочасовое погружение в музыку, раскрыло для меня детали звучания, которые ранее не разграничивала столь ясно и четко. Сегодня день, когда рухнула одна из моих иллюзий. До сего дня, я наивно полагала, что прикасаться к музыке высокого порядка, немного легче и подвластно большему количеству человек. Размытость черты между чувствованием и наполнением музыки – растворилась. Ясные очертания обрели форма и содержание. Вот такой неожиданный поворот. Сегодня, не вдохновили, не отравили, но научили.
Что же до «…погрузиться в пучину звуков и вибраций», «просто утонуть в музыке», то после нескольких часов прослушивания музыки, чувствительность тела повышается и начинает звенеть от вибраций, практически с первых нот. И в этом месте рождается ряд новых вопросов для размышлений…
Жанар Ракпарова
#МузЫкадавайустроимвечныйпоиск
#музыкадлянезнатока #knkconserts #открытиедня