Национальный проект «100 новых лиц Казахстана», как известно, был запущен в рамках программы Президента РК Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», презентованной в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО. Стратегией проекта является пропаганда образования, знаний, самосовершенствования. Попасть в список «100 новых лиц Казахстана» – честь для любого казахстанца. Победители проекта – люди особенные, которые внесли ценный вклад в становление и развитие республики, и благодаря трудолюбию, целеустремленности и упорству, достигли значительного успеха. К чести КазНУИ, победителем проекта 2017 года стал выпускник магистратуры университета по композиции – пианист и композитор Рахат-Би Абдысагин.
Одним же из вновь открытых имен Казахстана минувшего года стал преподаватель Казахского национального университета искусств, дирижер и оперный певец Батыржан Смаков, солист ГКО «Казахконцерт», приглашённый солист театра «Астана Опера», Лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса «Гран-При Санкт Петербурга» и «Concorso della Musica Sacra» в Турине, Италия. Певец концертировал в Италии, Грузии, Франции, Египте, Иордании, России, Польше, ОАЭ. Член жюри Международных конкурсов: «Жас Дарын» (Казахстан), «Tanysu» (Сан-Марино), «Jumeirah Sounds» (ОАЭ). Дискография певца насчитывает четыре сольных альбома.
Батыржан Смаков родился в Караганде в 1986 г., с ранних лет начал заниматься музыкой. Профессиональная карьера музыканта началась с 2010 г., когда Батыржан уехал учиться секретам вокального мастерства за пределы Казахстана — в Грузию и Италию. С 2011 по 2017 годы он обучался в Международной академии оперного пения в г. Озимо, а затем в Консерватории Джоакино Россини в г.Пезаро по классу хоровое дирижирование, окончил магистратуру в Италии с красным дипломом. Дав серию благотворительных концертов в помощь детям Сирии, в 2016 году певец был удостоен почетного звания «Артист за Мир ЮНЕСКО».
Как певец Батыржан проявил себя, в первую очередь, как обладатель в Казахстане редкого голоса контратенора. Диапазон самого высокого из мужских оперных голосов — от «ми» малой октавы до «ми» второй. Пение высокими мужскими голосами было довольно распространенным в Италии в эпоху барокко, а затем забыто. Возрождение контратенорового искусства, в середине XX века началось в Великобритании англичанином Альфредом Деллером, постепенно стало популярным и во многих других странах.
В настоящее время контратенора находятся на гребне волны необычайного интереса публики. Среди таких известных современных голосов: Майкл Чанс (род. в 1955 г.), Великобритания; первый контратенор в СССР казах Эрик Курмангалиев (1959-2007); алжирский певец Шеб Мами (род. в 1966 г.); Филипп Жарусски (род. в 1978 г.), Франция; советский певец Евгений Аргышев (1933-1992) — пел партии баритона, затем освоил репертуар контратенора; аргентинский певец Франко Фаджоли (род. в 1981 г.), казахский певец Димаш Кудайберген (род. в 1994 г.) и др.
По завершении учёбы за границей Батыржан вернулся на родину, подготовив уникальную сольную концертную программу «Возвращение Орфея», целиком состоящую из контратеноровых барочных арий. В театре Астана Опера артист дважды презентовал программу с триумфальным успехом. Кроме того, Батыржан Смаков является художественным руководителем и дирижёром смешанного хора КазНУИ, а также приглашённым дирижёром хора «Coro lirico Perla Verde» в Италии.
Ноябрь ушедшего года для победителя «100 новых лиц Казахстана» был ознаменован небывалым прецедентом – участием хора КазНУИ на крупнейшем оперном фестивале в честь празднования 150-летия Дж.Россини в Пезаро — Rossini Opera Festival. К этому музыкальному событию было приковано внимание мировой общественности. Итальянские СМИ тогда впервые заговорили о «Coro dal Kazakistan» — хоре из Казахстана, что, несомненно, явилось заслугой Батыржана. Ведь за всю историю КазНУИ студенческий хор впервые был приглашен для участия в мероприятии подобного масштаба.
Большой смешанный хор, с успехом исполнивший Stabat Mater великого Россини наполовину состоял из студентов кафедры хорового дирижирования Казахского национального университета искусств. Дирижером хора выступил известный музыкант Альдо Чикконофри, оркестром дирижировал не менее знаменитый маэстро Умберто Бенедетти Микеланджели, к слову сказать, сын выдающегося пианиста ХХ века Артуро Бенедетти Микеланджели.
Под руководством Б.Смакова хором КазНУИ специально для исполнения в Италии была подготовлена концертная программа La Voce della Grande Steppe – «Голос Великой Cтепи», полностью состоящая из казахских произведений. Взыскательная итальянская публика смогла услышать и по достоинству оценить казахские мелодии в исполнении хора и великолепных певцов – баритона Шахимардана Абилова, тенора Алмата Избамбетова и сопрано Анастасии Петровой. Концерт вызвал необычайный интерес к казахским песням, а также культуре и казахскому этносу вообще.
Приглашение студенческого хора КазНУИ на празднование 150-летия великого Россини, в его родной город, в основанную им Академию, по словам заведующего кафедрой вокального искусства Ш.К.Абилова, «явилось большим подарком Казахстану… Большая благодарность ректору А.К.Мусахаджаевой за возможность показать миру наш студенческий хор, диапазон голосов и вокальную технику, а в лице хорового искусства музыкальную культуру “сердца Евразии” Казахстана».
Звание «Артист мира» Батыржан Смаков, активно продвигающий казахскую музыку за рубежом, подтвердил и мировой премьерой вокальной «Серенады» эпохи барокко, состоявшейся в Астане. Нотная рукопись «Серенады» неизвестного автора, датированная 1660 годом, была найдена Батыржаном в архиве консерватории в г. Пезаро в 2015 году и расшифрована студентами академии. Первое исполнение вокального шедевра барокко в Казахстане, а не в Италии оказалось возможным благодаря специальному разрешению Академии Россини, которое было выдано ее первооткрывателю. Но об этом – в наших следующих публикациях.
Гульнара КУЗБАКОВА,
музыковед, кандидат искусствоведения