Вторая половина ХХ века ознаменовалась подъемом казахстанского фортепианного искусства. Его представители – композиторы, исполнители и педагоги – создали современную национальную фортепианную культуру и самобытный репертуар в этом виде искусства. Фортепианное творчество в Казахстане развивалось очень быстро, начав свое формирование в 20-х годах ХХ столетия. К концу прошлого века оно уже вступило в эпоху творческой зрелости. Так, музыковед У. Джумакова отмечает: «Все, что характеризовало универсальное (общеевропейское) развитие профессионального музыкального искусства до ХХ века, в спрессованном виде реализовалось в современной музыке Казахстана». Общая направленность развития – от простого освоения национального материала и сложившихся европейских жанров к более глубокому, органичному их синтезированию.
Работ, касающихся развития фортепианного искусства в Казахстане немало. В них часто поднимаются вопросы исполнительской интерпретации, а также вопросы расширения репертуара за счет произведений современных казахстанских авторов.
Традиции создания педагогического репертуара в жанре фортепианной миниатюры имеют богатую историю. В современный концертный и педагогический репертуар вошли произведения: А. Жубанова, Г. Жубановой, Е. Рахмадиева, Н. Мендыгалиева, Т. Кажгалиева, А. Серкебаева. В последние годы наблюдается положительная динамика, традиции были продолжены в отечественной музыкальной педагогике благодаря музыке молодых авторов – Г. Узенбаевой, А. Абдинурова, А. Толыкбаева, А. Сагат. В этом ряду особое место занимает музыка Ляззат Жумановой.
Жуманова Ляззат Алпысбаевна – талантливый композитор, скрипачка, преподаватель теоретических дисциплин, музыкально-общественный деятель, член Союза композиторов Казахстана. Многогранность творческих устремлений способствовала тому, что ее перу принадлежит большое число произведений в самых различных жанрах (фортепианные, симфонические, вокальные, камерно-инструментальные сочинения), которые внесли большой вклад в развитие казахстанского музыкального искусства. Ведущая линия ее творчества – лирика, где внутреннее состояние человека, его чувства тесно переплетаются с образами природы, грустными воспоминаниями, счастливыми мечтами и надеждами. Ее композиторский стиль отличается богатством мелодической линии, тонкой лирикой, национальной колоритностью и современностью гармонического языка. Специфика творчества Л. Жумановой заключается в том, что в нем она придерживается традиций прошлого, обращается к классическим формам несмотря на то, что в настоящее время многие композиторы отошли от этих традиций и ушли в сторону современной музыки.
Особой областью творчества композитора является фортепианная музыка. Это обусловлено тем, что Л. Жуманова считает, что через фортепиано, она с высокой вероятностью сможет выразить свои чувства и донести до слушателя. На сегодняшний день она является автором 3-х сборников для фортепиано: в 2012 году – альбом пьес для фортепиано; в 2014 – альбом пьес для фортепиано; в 2019 – сборник фортепианных произведений.
Первым опытом в создании цикла миниатюр стал сборник пьес, написанный в 2012 году. В нем свыше 20 программных миниатюр, которые построены по принципу контраста образов. Композитор часто дает небольшие пояснения к своим циклам, пишет об образном содержании, средствах музыкальной выразительности, а также об исполнительских задачах. «Пьесы из этого сборника – более чем учебный материал, в них я попыталась решить эстетические и художественные задачи…».
Второй Альбом фортепианных пьес был написан в 2014 году. Это программные пьесы, отразившие окружающий мир во всем его многообразии. Композитор мастерски воплощает в музыке лирические, трогательные образы, используя при этом как элементы привычного музыкального языка, так и экспериментируя в применении средств музыкальной выразительности. В данном альбоме свыше 40 пьес различного характера. Мелодический язык отличается естественностью, гибкостью, композитор применяет сложные гармонии, использует сложную фактуру и различные диапазоны фортепиано. Музыкальный язык большей части пьес основан на интонациях казахской народной музыки.
Плодотворное сотрудничество со многими музыкантами привело к идее создания нового сборника фортепианных пьес, который получил название «Альбом лирических пьес». Этот сборник продолжает линию произведений, написанных для детей среднего и старшего школьного возраста. Создание данного сборника было вызвано желанием композитора разнообразить репертуар учащихся-пианистов произведениями более современными и в тоже время доступными для детского репертуара.
Основная цель работы над каждой пьесой – яркое воплощение художественного образа. В этом смысле особую роль играют стихотворные строки, которые композитор использует в цикле. Необходимо отметить, что отобранный материал свидетельствует о богатом образном мире произведений Л. Жумановой, о глубоком проникновении композитора в музыкальный материал. Поэтические строки очень созвучны характеру музыки, они создают особое настроение и точно передают характер произведения.
В музыке Ляззат Жумановой немаловажное место занимает мир образов, связанных с особым проникновением во внутренний мир героя. Председатель Союза композиторов Казахстана Б. Кыдырбек так отзывается об этих качествах музыки композитора: «В творчестве Л. Жумановой органично сочетается некая двойственность натуры: с одной стороны активная жизненная позиция, ощущения радости человеческого бытия; с другой стороны, щемящее душу, философски-драматическое отражение окружающей действительности».
Наряду с этим, композитор успешно работает в жанре фортепианного ансамбля. Это считается еще одной особенностью творчества композитора, так как мало кто из казахстанских композиторов обращаются к формату ансамбля. Именно в этом жанре Ляззат Жуманова написала немало обработок народных песен и выпустила в 2015 году Сборник ансамблей для фортепиано в четыре руки. В этот сборник были включены 40 пьес – не только обработки народных песен, но и авторские сочинения композитора. Обращаясь к жанру обработок, она цитирует народные песни и кюи, отчетливо сохраняя интонационную природу, бережно относится к их образному строю, стремится к достижению метроритмического единства с первоисточниками, но в новом фактурно-расширенном качестве. Она обогащает сочинения новейшими приемами письма. Использует лады народной музыки, кварто-квинтовые параллелизмы, выдержанность единой ритмической формулы, малый диапазон интонационных попевок, скрытое двухголосие в каждом из голосов представляют комплекс типичных средств кюя и домбрового голосоведении.
Таким образом, Ляззат Жуманова – композитор-женщина, чье творчество завораживает и проникает до глубины сердца. Она работает в различных жанрах, но особенно в жанре фортепианной музыки. В своих произведениях композитор передает все богатство и возможности инструмента, всю красоту казахской музыки.
Ляззат Жуманова – композитор, находящийся в постоянном поиске и творческом процессе. Все эти годы Л. Жуманова ведет активную музыкально-общественную работу, является членом Союза Композиторов Казахстана, посещает форумы и пленумы Восточно-Казахстанской области. В этом отношении, удивляет и одновременно восхищает активная творческая позиция художника Л. Жумановой, для которой нет никаких границ и барьеров, она с легкостью пробует себя в различном качестве. Она – композитор, исполнитель, организатор, менеджер, идейный вдохновитель многих творческих проектов! Ее творческий потенциал заражает, она ведет за собой своих коллег, друзей, показывая всем пример творческой личности, по-настоящему любящей свою профессию и самое главное, пример человека, который непременно доводит начатое дело до конца. Многие произведения композитора стали популярными в народе, ее особое жизнелюбие и энергетика передается через страницы ее лучезарной музыки для детей.
В заключении можно сказать, что на сегодняшний день фортепианные произведения Л. Жумановой охотно применяются в педагогическом репертуаре ДМШ и колледжей, они призваны познакомить молодых пианистов с образцами национальной музыки и расширить кругозор. Музыка композитора Ляззат Жумановой благодаря богатому образному содержанию, особой лиричности, искренности всегда будет находить отклик в сердцах слушателей.
Аяжан АМАНОВА, музыковед, 4 курс