В НАТОБ имени Абая состоялась премьера моноопер

Актуальная повестка дня представляет нам женщину сильную, свободную, смелую, всемогущую. Поверхностное представление феминистского движения перекрыло трезвый взгляд на многообразие её личности. На экранах и в социальных сетях то и дело мелькает «сильная и независимая» в самом клишированном понимании этой фразы.
Однако о чём сущностно феминизм? О равных правах и возможности быть собой.
Это и было показано на двухдневной премьере моноопер в Национальном академическом театре оперы и балета имени Абая. Микаэл Таривердиев «Ожидание» (1982), Франсис Пуленк «Человеческий голос» (1959), Джан Карло Менотти «Телефон» (1947). 5-6 июня на сцене театра были представлены три женских образа, которые оказались так прекрасны в своём многообразии.
Премьера моноопер не о лучших или худших качествах человеческой личности. Она о том, что мы все живые люди с огромным количеством пороков и страхов. Романтизированный герой остался далеко в прошлом. Идеала и вовсе нет. Есть только мы, так жаждущие быть принятыми и понятыми.
Моноопера – редкий гость на казахстанской сцене. Как жанр сформировалась в прошлом столетии, а соответственно и отражала эстетические установки модернистской и постмодернистской эпохи. Персонаж здесь показан очень концентрировано и субъективно. Человеческая личность с её чувствами, эмоциями и переживаниями выдвигается на первый план. Помимо художественной направленности, эстетика XX века проявлена в моноопере и посредством нового музыкального языка. В представленных премьерах это оказалось показательным.
Режиссёр-постановщик Михаил  Панджавидзе и дирижёр-постановщик Канат Омаров избирательно подошли к выбору программы вечера. Были охвачены три национальные школы – советская, французская и американская. Поэтому, не смотря на единую концептуальную направленность, произведения ярко контрастировали друг с другом. Рельефно были представлены не только главные героини, но и особенности музыкальных школ того времени.
Программа вечера представлена следующим образом:

Франсис Пуленк, моноопера «Человеческий голос» расскажет историю одного телефонного разговора, который за короткий промежуток времени кардинально изменит жизнь нашей главной героини. Палитра чувств, передающаяся через неустойчивую телефонную связь, знакома каждому из нас, но задумывались ли мы, как такой обыденный материал может быть передан через музыку?
Джан Карло Менотти, создавая оперу «Телефон», сразу понимал, что она не сможет составить единственное сочинение для полноценного оперного вечера, что она всегда будет идти в связке с другими сочинениями. Так в нашей версии вечера моноопера «Телефон» органично сочетается с двумя, обрамляющими его историями.
Микаэл Таривердиев в своей опере «Ожидание» также возвращает зрителей к истории о любви, разочаровании, вере и надежде[1].


Самой яркой постановкой (на субъективный взгляд автора) стала моноопера Ф. Пуленка. Сложный музыкальный язык произведения, непривычный для восприятия не только казахстанским слушателям, но даже и музыкантам, только увеличивает достоинства реализации этой постановки. Большая заслуга здесь принадлежит солистке – Венере Алпысбаевой.  Первое, что поразило, так это искусное владение техническими навыками. Певица филигранно исполнила свою партию, будучи абсолютно раскованной в действиях на сцене. Во-вторых, тонкая передача художественного образа Женщины, в котором были показаны трепет, взволнованность и эмоциональность. Это было первое полноценное знакомство с исполнительницей и точно не последнее.
Таривердиевское «Ожидание» прозвучало по лучшим канонам музыкального письма России второй половины XX века. Произошло полноценное погружение в эпоху: словно бы наблюдаешь за личностными перипетиями в каком-нибудь советском фильме. Здесь необходимо отдать должное оркестру. Затронуть самые глубокие струны человеческой души удалось именно ему.
Могу предположить, что с Джан Карло Менотти алматинский зритель познакомился впервые. Если так, то каким удачным оказалось это знакомство! После двух душевных коллизий и непрекращающихся терзаний в произведениях Таривердиева и Пуленка зритель порядком приуныл. Хеппи-эндное окончание не состоялось в обоих случаях. И вот свершилось! Яркие декорации и костюмы, оживленный сумбур на сцене, хуманизированный телефон, рекламная интеграция мобильной связи «Activ». На мгновение показалось, что находишься не в зале академического оперного театра, а наблюдаешь за комичным американским телешоу.
Отдельно необходимо поблагодарить художника-постановщика – Гарри Гумеля. Ему удалость цельно и органично представить эти три истории, не смотря на разный контекст.
В целом, премьера по-настоящему удалась! Неимоверно радует, что государственные театры начинают всё более активно осваивать музыкальное искусство XX века. Будем надеяться, что эта тенденция найдёт своё дальнейшее развитие, и мы сможем увидеть как можно больше современных постановок на сценах наших концертных площадок.

Жанель Сафиева, музыковед

[1] Информация взята с официального сайта НАТОБ им. Абая – https://www.gatob.kz/repertuar/afisha/656-3-monoopery/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.