Наследие традиционной культуры ХХ века: конференция к 160-летию Дины Нурпеисовой

Нынешний 2021 год насыщен юбилейными датами именитых персон, и буквально недавно, 22 апреля, в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы прошла Международная научно-практическая конференция в формате онлайн, посвященная 160-летию великой казахской кюйши – Дины Нурпеисовой. В конференции участвовали исследователи из стран Средней Азии, затронуто много интересных и проблематичных аспектов в исследовании творчества Дины, ее памяти, и в целом различных проблем этномузыкознания.
Дина НурпеисоваКонференция началась с приветственного слова ректора консерватории Армана Жудебаева, после чего выступил первый докладчик из города Нур-Султан, исполнительный директор Республиканского фонда «Күй Анасы», кандидат педагогических наук, профессор – Толеген Куанышев с темой «Күмбірлеген күй ғұмыр». Он также является и правнуком великой кюйши со стороны матери, посему и сохранить память Дины Нурпеисовой, ее наследие – для него главный приоритет.
Докладчик, который по программе конференции должен был выступать следующим с темой «Кыргыз-казак калкындагы маданий жалпылыктар жана өнөрү өрнөк күүчү, композитор – Дина Нурпейисова» – заведующий кафедры традиционной музыки и фольклора Киргизского университета культуры и искусств города Бишкек, Киргизия, манасовед, исследователь Кыргызской национальной академии наук – Самат Кочорбаев присоединился к конференции ближе к концу, поэтому выступил последним. В своем докладе автор перечисляет общие тенденции в культурах киргизов и казахов на примере творчества Дины Нурпеисовой.
С темой «Дина Нурпеисова: личность, творчество, музыкальный стиль» выступила Сауле Утегалиева – доктор искусствоведения, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы города Алматы, Казахстан. Сауле Искаковна дала весьма обширную информацию как по личности Д. Нурпеисовой, так и по ее творчеству, подробно проанализировав и распределив ее кюи на разную тематику, как исторические кюи, кюи, посвященные образам природы, животным и птицам, философским размышлениям, личностям и бытовым, юмористическим ситуациям.
Также, докладчик определила жанровые принадлежности кюев Дины, и их формообразование, отметив при этом, что она являлась талантливым импровизатором, в ее творчестве присутствует расширение положенной в домбровых кюях форм. Автор уделил внимание и интонационно-ритмическому комплексу в отдельно взятых кюях Дины, сформировавшие ее индивидуальный стиль исполнительства.

Фируз Ульмасов – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки, Таджикский государственный институт культуры и искусств им. М. Турсунзаде города Душанбе, Таджикистан выступил с темой «Сольный феномен таджикской монодии: содержательные и структурные особенности». В центре внимания доклада – особенности монодии в исполнении на струнно-щипковых инструментах и причины её широкого распространения в музыкальной культуре Центральной Азии. Доклад вызвал большой интерес, в дискуссии было задано много вопросов касательно особенностей монодии у струнно-смычковых инструментов, изучения Шашмакома и другие.
Следующий докладчик с темой «Қазақ күй өнерінің ұлы тұлғасы» Карима Сахарбаева – Заслуженный деятель РК, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы города Алматы, Казахстан. Так как К. Сахарбаева является исполнительницей на домбре, в докладе она делает акцент именно на исполнительские аспекты кюев Дины Нурпеисовой.
А докладчик из Москвы (Россия), кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ) – Елена Звонова в своем докладе на тему «Музыка Азии в межкультурной коммуникации – социально-психологические основы» подходит к теме музыкальной культуры с точки зрения социологии.

Докладчик из Нур-Султана (Казахстан), кандидат искусствоведения, профессор Казахского Национального Университета Искусств – Раушан Малдыбаева с темой «Дина Нурпеисова – кюйши-новатор традиционной музыкальной культуры ХХ века» приводит статистику об исследовании творчества и исполнительской манеры Дины Нурпеисовой, а также о дефинициях в определении слов «кюйши» и «домбырашы». Первое в данном случае означает человека, создающего кюи и исполняющие их, а второе – только исполнителя, носителя культуры.
Последний докладчик в программе конференции на интересную тему «Динаның орындау нұсқасындағы Құрманғазының күйі «Адай» выступила Айтолкын Токтаган – преподаватель по специальности домбыра Казахского Национального Университета Искусств, г. Нур-Султан, Казахстан. В докладе автор перечислила и исполнила множество новых найденных вариантов исполения кюев в интерпретации Дины Нурпеисовой.
Неподдельный интерес со стороны исследователей и широкой научной общественности к творчеству Дины, изучение как отдельных аспектов её творчества, так и широкого контекста музыкальных традиций Центральной Азии свидетельствуют о неснижающейся актуальности наследия великой кюйши. Юбилейная конференция, несмотря на онлайн формат, не стала очередным формальным событием, а позволила вновь обратиться к важным для сохранения культурных ценностей темам.

Аружан Мурзагулова, музыковед

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.