Казкен Дастан Серикболулы – талантливый студент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, родом из Абайской области, посёлка Бескарагай. Незабываемые звуки домбры пленяют с первого звука, поэтому этот инструмент заинтересовал его ещё в детстве и он связал с ним свою жизнь. На данный момент Дастан обучается в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы на 4 курсе в классе старшего преподавателя, ректора консерватории Армана Адильхановича Жудебаева. Он уже успел реализовать себя как педагог и преподает в Республиканской казахской специализированной музыкальной школе-интернате для одаренных детей имени Ахмета Жубанова, в которой сам закончил класс домбры. Параллельно Дастан работает в национальном театре «Алатау» и филармонии им. Жамбыла в оркестре «Отрар сазы».
― В музыкальных школах представляется большой выбор музыкальных инструментов. Почему вы выбрали своей спутницей именно домбру?
― Я родился в семье музыкантов. Мой отец — музыкант, мульти-инструменталист. Владеет аккордеоном, баяном, фортепиано, домброй и гитарой в совершенстве. Учился в Алматы, в колледже им. Чайковского, но по некоторым обстоятельствам его отчислили. Закончил обучение в городе Семей, в колледже М. Тулебаева.
У меня есть брат двойняшка, мы с ним с детства ходили рука об руку. Неосознанно мы старались быть похожими на папу — брали в руки палку и имитировали игру на домбре. Отец, заметив это, отдал нас в детскую музыкальную школу в поселке Бескарагай, где мы овладели искусством игры и открыли для себя мир музыки.
― Ваш уровень мастерства растёт с каждым годом и гастрольные выступления уже не ограничиваются только Казахстаном. Как относятся к казахскому звучанию в зарубежных странах?
В сентябре я был в Румынии, в городах Севилья и Клуж. Встречали очень тепло, с интересом к казахской музыке. После выступлений зрители аплодировали стоя 10-25 минут, просили сыграть на бис. Интересно, что многие люди даже не знают где находится Казахстан. Поэтому возникают вопросы: «а как вы играете?», «где вы находитесь ?».
― Помимо гастролей вы участвовали в зарубежных конкурсах. Какие впечатления вы испытываете от поездок?
― На самом деле конкурс как конкурс, исполнители уже привыкли к этому. Едешь, исполняешь, думаешь о том, что другие скажут. Однако в зарубежных странах, в отличие от Казахстана, царит аура удивления. Очень часто размышляешь по этому поводу. Многие думают: «одна палка – две струны, что на ней играть». Но когда ты показываешь и доказываешь, то впадаешь в состояние эйфории.
― Какие чувства вы испытываете во время соединения с домброй?
Я вам так скажу. Когда я начинаю играть, то дальше 15 секунд я ничего не помню. Если честно, впадаешь в какое-то состояние транса. Глаза открываешь, встаешь, аплодисменты. Обычно так бывает на конкурсах. На концертах исполняешь уже более осмысленно, так как нужно включать не только профессионализм, но и артистизм – играть с публикой.
― А как вы относитесь к замене инструментов на их электронные версии?
Когда меняется что-то в домбре — она замолкает. Изменения нужно вносить на ранних стадиях сборки, так как домбра должна привыкнуть к этому. Я считаю, что домбра имеет душу. С ней нужно общаться, иногда договариваться. Бывает, что можно зациклиться и проявить весь потенциал уже не получится. Так бывает, бывало. Это замечают все.
В электронных версиях вообще звук сам по себе не меняется. В Москве делали электродомбру наподобие гитары. Такая есть у группы «ALDASPAN». Само звучание уже не домбровое, а как звучание от петлички. Техника пока не может полностью передать истинное звучание домбры. Над этим вопросом стоит поработать всем музыкантам и звукорежиссёрам. Вопрос звука интересный. При игре на подлинной домбре звучание передаётся, но когда звук идет в зал – теряется из-за неправильно подобранных частот.
― Мы знаем имена домбристов предыдущих поколений. Можете ли вы назвать наиболее значимые фигуры в современном домбровом искусстве?
Для меня примером является наш ректор Арман Адильханович Жудебаев. Также хочу отметить таких домбристов, как Абылай Жанболатович Тлепбергенов – главный дирижер оркестра им. Курмангазы, Нуркен Нургалиулы Аширов – директор школы им. Жубанова, заведующего кафедры домбры нашей консерватории –Динара Амангельдиновна Ермекбаева, педагог консерватории Танат Саденов, сделавший вклад в развитие домбрового искусства.
― Общеизвестно, что многие домбристы пробовали себя в качестве композиторов. Был ли у вас опыт в сочинении произведений для домбры?
Пробовал. Но, думаю, пока возраст не подходит, не пришло осознание. Из-за этого пока не хочу играть свои произведения. Думаю, что могу пересмотреть то, что я сочинил, лет через 5-10. Тогда уже будет прогресс и изменения. Здесь встаёт больше вопрос композиторского осмысления. Все-таки, «ребёнок есть ребёнок».
― Интересно, какое сейчас положение домбрового репертуара. Чьи произведения из числа современных композиторов наиболее востребованы?
Для домбристов пишут, естественно, сами домбристы. Хочу отметить таких композиторов, как Айткали Жайымов и его сын Арман. Думаю, что талант к сочинительству передался по наследству. В плане разнообразия произведений и концертов сейчас всё стабильно. В 70-80-х годах внимание, в основном, обращали только на кюи. Сейчас есть множественные переложения произведений, обработок, в этом плане «киналмаймыз».
― Помимо домбровой музыки вы наверняка слушаете и современную поп-музыку. Кто из исполнителей вам нравится больше?
― Мне нравятся больше казахстанские исполнители. Замечаю, что молодежь стремится быть как Димаш Кудайбергенов. Неделю назад полностью изучил творчество американской певицы Арианы Гранде, очень понравилась её разнохарактерность в музыке. Из казахстанских исполнителей люблю творчество группы «Дос Мукасан», музыку 80-90-х и более старые композиции.
― Часто в современной поп-музыке звучат казахские национальные элементы. Как вы относитесь к такому этно звучанию?
― Очень положительно. Нынешняя молодежь более современная, чем 10-20 лет назад. В понимании взрослого поколения сформировалась мысль о том, что домбра – только домбра, кыл-кобыз – только кыл-кобыз. Сегодня используют в полную силу разнохарактерность и возможности инструментов. Многие мои друзья и коллеги работают над этим.
― Говоря об актуализации вопроса о казахской идентичности, видите ли вы будущее у данного направления?
― Да, разумеется. Заинтересованность народа к этномузыке и казахским инструментам возрастает. Домбристы тоже только поднимаются. Многие Казахстанские поп-артисты, например поп-группа «Ирина Кайратовна», популяризуют это направление. Хочу отметить, что продюссер и режиссер «Ирины Кайратовны» Куаныш Бейсеков сейчас открыл проект «Елимай». В этом проекте работает мой брат – Дидар Исахан. Мы участвовали в съемках. Куаныш преподносит инструменты в более широком смысле. Использует жетыген, кыл-кобыз, прима кобыз, асатаяк, шанкобыз и главное, он показывает то, что использует. В этом плане у нас всё хорошо.
― Какие у вас планы на ближайшее будущее?
― В феврале 2023 года я провел концерт в филармонии им. Жамбыла с оркестром «Отырар сазы». В апреле хочу дать концерт в нашей консерватории им. Курмангазы. Сейчас находимся на стадии разработки, создаём монтажный лист. В планах посетить с концертом родной г. Семей, где я родился, вырос и узнал о мире музыки.
Интервью провела Ревекка Мыржусупова, студент 4 курса