Данияр Есимханов: «Мне всегда интересно открывать для себя что-то новое»

У Данияра Есимханова сложилась интересная творческая судьба. Интерес к фортепиано в детском возрасте поначалу был не очень стабильным, но благодаря чуткому педагогу в 7 классе музыкальной школы для одаренных детей имени Ахмета Жубанова он решил всерьез заниматься музыкой. Далее – вновь замечательные преподаватели, но уже в Высшей школе музыки и театра Ганновера. Обучение, а в дальнейшем преподавательская работа в Казахском национальном университете искусств у пианиста всегда шли параллельно с исполнительской деятельностью, участием в различных республиканских и международных конкурсах, проведением сольных концертов. Сейчас музыкант вновь повышает свою квалификацию, но уже в Америке – в докторантуре Университета Штата Пенсильвания.

Данияр Есимханов

Какие экзамены вы сдавали для поступления в докторантуру Университета Штата Пенсильвания?

− Экзамен состоял из четырёх этапов. Первоначально я собрал необходимые документы: мотивационное письмо, биографию и рекомендательные письма, список исполняемых сочинений и, конечно же, документ с высоким баллом по IELTS. Документы были одобрены, и далее я получил приглашение на сам экзамен: необходимо было исполнить сольную программу на один час. Далее я прошел собеседование с преподавателями кафедры и руководством университета. Меня приняли в докторантуру и предложили работать ассистентом. Для этой должности я сдавал дополнительно языковой экзамен.

Что более всего понравилось экзаменаторам?

− Думаю, что на положительный отклик профессоров повлиял сам выбор программы и репертуарный список, который достаточно внушителен.
При поступлении получил высокие баллы на всех этапах вступительного экзамена, и мне присудили полную стипендию, которая покрывает также стоимость обучения. Дополнительно я прошел экзамены на должность ассистента.

Что входит в должностные обязанности ассистента на кафедре фортепиано?

− В мои обязанности ассистента входит преподавание индивидуальных и групповых занятий, а также работа концертмейстером в оперной студии.

Сколько вы должны исполнить произведений в течение всего обучения?

− Каждый семестр докторанты сдают экзамен − сольный концерт, продолжительность которого не менее одного часа. Репертуар нельзя повторять, для каждого семестра требуется новая программа из сочинений разных эпох и стилей. В течение всего периода обучения студенту необходимо сыграть четыре таких сольных концерта, написать монографию, провести лекцию-концерт, где будут использованы материалы монографии, сыграть два камерных концерта либо два концерта с оркестром. Программа к последнему экзамену должна быть подготовлена без участия педагога.

Какой подход у ваших преподавателей к исполняемым произведениям? Должны ли вы следовать устоявшейся традиции исполнения или же, напротив, искать новое?

− В целом, вполне себе традиционный подход преподавания. Как и ранее, в классе Владимира Крайнева в Ганновере, здесь, в Университете Штата Пенсильвания, мне дается полная академическая свобода, поощряется выражение своего личного мнения при условии его обоснования. Считаю, мне очень повезло встретить таких учителей в своей жизни, которые научили меня не останавливаться на достигнутом, а работать и совершенствоваться каждый день, ставить себе новые цели и достигать их.

− Для более полного погружения в музыкальное исполнительское искусство вы изучаете музыкально-теоретические и методические дисциплины…

− Я изучаю «Историю фортепианного искусства», «Музыкальную литературу», «Теорию музыки» и «Методику». Каждая из дисциплин направлена на более глубокое погружение, понимание и осмысление исполняемых произведений, а также совершенствование педагогических знаний и приобретение новых навыков.

12 лет учебы в Республиканской казахской специализированной музыкальной школе для одаренных детей имени Ахмета Жубанова, 11 лет обучения в Высшей школе музыки и театра Ганновера, теперь – Университет Штата Пеннсильвания. Что дало и что вы приобретаете с таким интернациональным образованием?

− Путь музыканта − это постоянное самосовершенствование и кропотливый труд. Мне всегда интересно открывать для себя что-то новое и перенимать опыт разных педагогов-музыкантов.

− Как возможно добиваться баланса между такой насыщенной учебой, работой и личной жизнью?

− В связи с насыщенной учебой не всегда, к сожалению, получается проводить время с семьей. Но, по возможности, стараюсь уделять время семье.

− Какого вида исполнительской деятельности в вашей жизни сейчас больше: сольной или ансамблевой?

− В данное время одинаково совмещаю исполнительскую и педагогическую деятельность. Очень интересно совместно работать с инструменталистами, ходить на уроки к их преподавателям, получать новый опыт и информацию.

− Какие новые сочинения вы открыли для себя в Америке?

− Открыл для себя много современной литературы, а также произведения американских композиторов.

Как вы работаете над программой?

Работа над программой, прежде всего, требует систематических занятий. Иногда перед началом работы над произведением я слушаю записи, чтобы получить общее представление о музыке. А вот в процессе работы стараюсь записи не слушать, чтобы сохранить свое видение. Записи начинаю слушать только тогда, когда произведение выучено и в голове сформировался общий план интерпретации. На этом этапе мне очень интересны интерпретационные решения великих музыкантов. В целом, в течение всего процесса работы над произведением я очень много слушаю записи других произведений выбранного композитора, чтобы как можно глубже погрузиться в его образно-эмоциональный мир, проникнуться эстетикой. Очень важным мне представляется изучение сопутствующих материалов, таких, как история создания произведения, общий исторический фон, какие-то важные события в жизни композитора, происходившие в момент написания произведения и т.д. Тех же принципов разучивания произведения я придерживаюсь и в работе со своими студентами.

 

 

Дина МОСИЕНКО, кандидат искусствоведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.