Ернар Мынтаев: «Главное для нас – это работа над музыкой, образом, характером»

Важными представителями казахстанского квартетного искусства на протяжении многих лет является Государственный струнный квартет им. Газизы Жубановой. Истоки квартета находятся в 1988 году, а уже в 1995 году коллектив приобрел статус государственного. За все годы своего существования ансамбль обучался у лучших квартетных школ мира, обретая свой яркий и неповторимый звук. Для изучения вклада квартета в национальный квартетный репертуар мы провели интервью с его художественным руководителем Ернаром Мынтаевым.

Как ваш квартет разрабатывает свой уникальный музыкальный стиль?

Для меня лично нет такого понятия, как «музыкальный стиль». Есть музыка. В музыке, будь то классика, романтика или современная музыка, главное – касаться слушателя, вызывать размышления, переживания, чувства. Мы не ставим перед собой задачу специально вырабатывать уникальный стиль. Главное для нас – это работа над музыкой, образом, характером. И, конечно же, наша «кухня» инструменталистов – это тщательная работа над интонацией, штрихами. После этого уже идет анализ произведений и художественная составляющая.

Как формируется репертуар вашего квартета?

Относительно репертуара, мы, кажется, сыграли практически все шедевры квартетного жанра. В последнее время, когда мы отмечаем юбилеи выдающихся композиторов, стараемся подчеркнуть это, исполняя циклы их произведений. Например, мы исполнили все 16 струнных квартетов Бетховена, а также все 6 струнных квартетов Бартока в его юбилейный год. Репертуар мы согласовываем с коллегами, учитывая все предпочтения. Помимо этого, мы проводим эксперименты и проекты с приглашенными солистами, особенно любим работать с народными инструментами, такими как домбыра, кыл-кобыз, сыбызгы, саз-сырнай.

Есть ли особые критерии отбора композиции для вашего исполнения?

Особых критериев у нас нет. Как профессиональный струнный квартет, мы придерживаемся академического жанра. Наша задача – пропагандировать квартетный жанр и классический репертуар. Мы также стараемся поддерживать современных казахстанских композиторов. Хотя иногда поступают предложения о сотрудничестве в современных проектах, таких как саундтреки, мы предпочитаем сохранять верность классическому искусству, не размениваясь вниманием на временные течения.

Какие были наиболее значимые сотрудничества или моменты в вашей карьере?

В нашей карьере было много значимых моментов и сотрудничеств. Прежде всего, стоит отметить нашего учителя Валентина Александровича Берлинского, основателя квартета Бородина. Он много для нас сделал, оказывал поддержку. Для меня он был как второй отец. В последние 10 лет его жизни мы всегда были вместе, он давал советы и занимался нашим художественным развитием. За это время он передал нам множество знаний. Другое важное сотрудничество было с профессором Райнером Шмидтом, наш творческий наставник, второй скрипач знаменитого австрийского квартета Хаген. Он профессор Базельской академии музыки и считается одним из лучших профессоров камерной музыки в Европе. У него очень много учеников в Европе и по миру. Помимо нас на сегодняшний день есть такие известные квартеты его учеников такие как: чешский Bennewitz quartet, английский Doric quartet, испанские кквартеты Casals quartet и Qurioga quartet. Это все его ученики, с которыми мы тоже в своё время вместе учились. Мы также учились у многих других профессоров и коллективов, таких как Амадеус квартет, Норберт Брайнин, Эберхард Фельц, Ласло Мезо квартет Бартока, Валентин Эрбен и Гюнтер Пихлер. Мне кажется, эта школа, в которой мы обучались, сформировала наше музыкальное видение и определила то, кем мы стали.

Как ваш квартет взаимодействует с национальным музыкальным наследием Казахстана?

Для струнного квартета, к сожалению, написано крайне мало произведений. У нас в репертуаре считанные сочинения, например, квартет Газизы Жубановой. Вместе с тем, я поддерживаю общение и сотрудничество с нашими известными композиторами. Это наши мэтры Куат Шилдебаев, Артык Токсанбаев, Бейбут Далденбай, более молодое поколение в лице Армана Жайыма, Сатжана Шаменова, Адилжана Толыкбаева, Серика и Алиби Абдинуровых, а также юный одаренный композитор Абулхаир Сагимбаев. Благодаря дружбе и общению с ними наш репертуар пополняется их творчеством. Несмотря на отсутствие государственной поддержки для композиторов, я надеюсь, что с течением времени эта ситуация изменится. А пока это не случилось, я пользуюсь привилегией, что все эти композиторы к нам хорошо относятся, откликаются на наши просьбы и пишут нам музыку. Это обязательно станет большим наследием. Уже стало.

Есть ли определенные композиторы или произведения, которые вы считаете важными представителями казахстанской музыкальной культуры?

Конечно, каждый из них – важный представитель казахстанской музыкальной культуры. Начиная с Г. Жубановой и заканчивая нашими современниками. Каждый из них несет в своей музыке яркие отголоски и аромат степи нашей казахской земли. Это впечатляет и слушателей в Америке и Европе, для которых это новое и свежее звучание. Нельзя никого обделить в этом списке. Все они являются представителями нашей композиторской школы.

Можете ли вы поделиться опытом адаптации традиционных мелодий в рамках струнного квартета?

Да, конечно. Как я уже говорил, мы активно привлекаем наших композиторов для создания обработок. Например, Арман Жайым и Гульжан Узенбаева написали для нас очень много обработок. В свое время Куат Шилдебаев гениально обработал кюй «Салтанат» Толегена Момбекова. Когда мы адаптируем кюи Курмангазы, Казангапа, Даулеткерея, Коркыта, Ыкыласа, они, конечно же, не звучат как в оригинале, но такая подача через классический струнный квартет очень важна. Безусловно, в процессе работы над этими кюями, я всегда приглашаю традиционных музыкантов, чтобы мы понимали, о чем мы играем. Иногда мы реализуем совместные проекты. Например, мы экспериментировали с Едилем Хусаиновым, Айгуль Улкенбаевой и Жанар Жусуповой. Недавний наш проект мы организовали со всемирно известным фольклорным ансамблем Туран. Концерт состоялся в Алматы, и публика была в восторге. Подобные совместные проекты не только для пропаганды квартетного жанра, но и для знакомства нашей аудитории с традиционной музыкой и музыкантами. Я считаю, что такие инициативы могут иметь большой успех в мире, и я надеюсь на поддержку государства в их реализации. Эта работа продолжается, и мы готовы ее развивать и в будущем.

 Как реагирует аудитория на ваши исполнения национальных произведений?

В Казахстане наши слушатели привыкли и ожидают, что в нашем репертуаре на концертах прозвучат произведения наших казахстанских композиторов. Они всегда встречается на ура. За рубежом же наша задача — пропагандировать наших казахстанских композиторов.

Как ваш квартет воспринимает свою роль в передачи и сохранении музыкальных традиций Казахстана?

Мы стремимся сохранить наши музыкальные традиции. Важно, чтобы мы не были последними представителями. В Казахстане должно быть много профессиональных квартетов, но это сложная задача. Камерная музыка и классическая музыка в целом – это сложное направление. Создание квартета и поиск единомышленников, готовых посвятить себя этому искусству сложный процесс. Но я верю, что найдутся талантливые музыканты, которые по-настоящему полюбят этот жанр. Я всегда готов поддержать и помочь таким ребятам, у которых горят глаза, кто по-настоящему этого хочет. Квартетный жанр в нашей стране должен иметь свое будущее, и я надеюсь, что мы заложили хороший фундамент. Теперь следующее поколение должно продолжить развивать этот благородный жанр, как струнный квартет.

 

Беседовала А. Давлетьярова
магистрантка Казахского национального университета искусств 

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.