Вышла в свет очередная, тринадцатая книга профессора консерватории Узбекистана, историка музыки и критики Веры Зиновьевны Плунгян. Практически автор обобщил в ней опыт создания собственной уникальной школы музыкальной журналистики. По содержанию и структуре это своего рода «макет», который может послужить для проекции на педагогическую деятельность любой категории наставника музыкального профиля, а также всей сферы культуры искусства и, может быть, других сфер.
Пособий для специалистов вузов по данной теме очень немного не только у нас, но и за рубежом. Сегодня для этого достаточно сделать запрос в Интернете. Вышедшее в свет книжное издание может служить не только кратким учебником для начинающих педагогов и студентов в области культуры и искусства. Для специалиста-практика любого профиля эта книга есть модель педагогики, а в некотором отношении своеобразный образец успешной реализации проекта своей Школы, управления её развитием, причем управления, обеспеченного тесной взаимосвязью со всей четко функционирующей системой.
Школе Веры Зиновьевны 35 лет и она насчитывает уже три поколения воспитанников. Сложились свои традиции. Творческий диалог с выпускниками продолжается до сих пор. Победы ее учеников на профессиональном олимпе можно считать по праву и ее победами. Автор пособия отслеживает судьбу каждого своего ученика. Подобно летописцу, Учитель фиксирует каждое их восхождение. В трудных ситуациях наставник поддерживает, подпитывает, воодушевляет и направляет. Вера Плунгян – великий идейный вдохновитель, сценарист и режиссер многих творческих судеб, психолог. И не от случая к случаю. Профессор Плунгян представляет в своем пособии результаты достаточно продолжительного, системного осмысления своей педагогической деятельности. Потому в книге ценно не только широко предоставленное слово Учителя, но и слова самих учеников, кто обучался в творческой лаборатории.
Журналистику нередко называют «четвертой властью» и не случайно говорят: тот, кто владеет информацией, владеет миром. Если бы Вера Плунгян собрала всех своих учеников со всех уголков планеты, она без риска создала бы самый процветающий медиа-холдинг. Да и сейчас её можно назвать виртуальным медиамагнатом. Ведь сколько профессионалов – проводников в мир искусства она «поставила» на медиаконвейр. Одних только лауреатов – 59.
Тем более, что сегодня доступ к музыке стал проще, ее сейчас много, поэтому люди требуют более надежные и авторитетные фильтры. Так что школы музыкальной журналистики (а таких можно перечислить по пальцам), вроде Школы Веры Плунгян, в мировом масштабе играют ведущую роль в информационной цепочке: музыкант – слушатели.
Подлинный успех, оставляющий след Мастера в истории, как всегда – великая тайна творчества. Но в данной книге можно проследить за раскрытием механизма действия всех составляющих Школы музыкальной журналистики Веры Плунгян. И в этом её ценность. Школа искусства профессора консерватории Узбекистана стала достоянием республики.
Барно ИКРАМОВА,
Заместитель генерального директора
Издательского дома «Zamin Press»,
координатор журнала bella TERRA