Мы ломаем много традиций. Это неслыханно — совместить оперу с рок-темой!
Фредди Меркьюри
«Я не стану звездой. Я буду легендой!» – так в один прекрасный день, заявил молодой, но ещё неизвестный музыкант, певец и студент Художественной академии в Лондоне Фредди Булсара (Меркьюри – сценический псевдоним). И действительно, Фредди Меркьюри, ещё при жизни стал легендой и кумиром многих поколений и явился автором таких хитов как «Living on My Own», «Show must go on», «We are the champions», «Killer Queen» и «Bohemian Rhapsody».
«Богемская рапсодия», является одним ярких, незабываемых и необычных произведений, которые были созданы группой «Queen», за всю историю популярной музыки ХХ века. Премьера песни состоялась в 1975 году. На следующий день после премьеры участники группы «Queen» (ударник Роджер Тейлор, гитара-соло Брайан Мей, бас- гитара Джон Дикон), а также сам Фредди проснулись знаменитыми. Песня стала известной и незабываемой, не только благодаря необычной форме (концентрическая контрастно-составная форма с сокращенной репризой), но и благодаря необычному для популярной музыки содержанию. Части рапсодии представляют собой сочетание различных жанров: баллада, хард- рок, опера. Необычно и то, что песня имеет сюжет, который несёт в себе образное содержание, в отличие от других песен популярной музыки.
В песне рассказывается история молодого человека, который исповедуется своей маме о том, что он убил другого человека и теперь раскаивается в своем поступке. Истоки образного содержания песни неоднозначны: одни исследователи утверждают, что песня имеет программное значение и соотносится с повестью Альбера Камю «Посторонний», другие считают, что речь идет о призывнике времён вьетнамской войны, о внутренней борьбе и протесте домашних.
Начинается песня со вступления, на словах: «А есть ли реальная жизнь? Или только фантастика», в которую вся группа поет а-капелла. Следом звучит баллада, где Фредди, аккомпанируя себе на фортепиано, рассказывает о поступке молодого человека, который совершил убийство. Вот его слова: «Мама убийца я/ Человеку ствол в висок/ Я воткнул, нажав курок». Далее, уже без слов, но игрой на гитаре Брайан Мей продолжает рассказ Фредди, который приводит к опере.
С сюжетной точки зрения опера – самый яркий и интересный раздел. В этом разделе изображается фантастический мир разнообразных духов: Вельзевул (имя злого духа или одно из имен дьявола), Скарамуш (распространенный персонаж итальянской комедии, хвастливый и жадный человек), Галилео, Фигаро и даже крик героя, обращенный к Богу (к Аллаху – Бисмилла!). В результате, вся эта братия пляшет народный танец – фанданго, и решает о дальнейшем существовании души молодого человека (или оставить его на Земле, или отправить в Ад).
Музыка же, представляет собой как бы спор солиста (главного героя) и хора (фантастического мира). В хоре участвуют всего три человека (Брайан Мей, Роджер Тейлор и Джон Диккон), но благодаря огромному количеству дублировок и аудиомонтажу, группе удалось достигнуть эффекта огромного хора, состоящего из 180 человек.
Следующий раздел – хард-рок, где Фредди поет следующие слова: «Вправе ль ты, кинув камнем, в глаза плевать?!\ Вправе ль ты приручать, бросив чтоб погибать?!\ О, детка! Так нельзя со мной, детка! Все, пора уходить, все, приходит мой час в тьму умчать». Данный куплет является итогом рассказа о молодом человеке и о его грехе. Куда, в какой мир, улетела душа молодого человека, нам не известно, да и сам композитор не говорит об этом. В заключении Фредди лишь напоминает нам о том, что «жизнь ведь равнодушна, \ жизнь ведь равнодушна ко мне….».
Чем можно считать «Богемскую рапсодию»: произведением искусства? Или просто выдумкой, пародией, «рифмованной чепухой» (Меркьюри) или композитор хотел сказать что – то очень важное, значимое…. Возможно Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии» поставил философский вопрос о взаимоотношении добра и зла. Молодой человек совершил убийство, но ведь он раскаивается в содеянном и заслуживает прощения. Когда-то В.А. Моцарт в своей опере «Свадьба Фигаро» одним из первых в истории музыки, поднял тему социального неравенства. Так и Фредди Меркьюри, наряду с произведениями великих классиков, первый в истории популярной музыки раскрыл тему добра и зла, создав не карикатурные, а поэтические образы своих героев.
При жизни Меркьюри «Богемская рапсодия», пользовалась огромной популярностью, а после смерти (1991), песня зазвучала в качестве сингла с последней песней группы «Queen» «These Are the Days of Our Lives» и вновь стала хитом, даже опередив по популярности песни Джона Леннона. Это и доказывает её бессмертие.
Валентина ВИНОГРАДОВА, 4 курс, музыковед