Исследование и музыка Базаралы Муптекеева на XXIV Международном симпозиуме «Исторические источники» ICTM в Брюсселе (Бельгия)

С 18 по 22 октября 2022 года в Брюсселе прошёл XXIV Симпозиум исследовательской группы «Исторические источники» Международного совета по традиционной музыке (ICTM), на котором был представлен проект по публикации монографии, нотного сборника и компакт диска известного казахстанского этномузыковеда Базаралы Муптекеева.

Исследовательская группа «Исторические источники» является одной из старейших в ICTM, в 2024 году будет отмечать своё пятидесятилетие. Она объединяет учёных, исследующих сбор и систематизацию данных о традиционной музыке народов мира, хранящихся в архивах, музейных и частных коллекциях, а также носителей музыкальных традиций, и научные организации как источники научной информации. Сотрудничество Казахской национальной консерватории имени Курмангазы с данной исследовательской группой осуществляется с 2018 года и включает участие казахстанских учёных в мероприятиях и симпозиумах. В 2021 году в Казахстане состоялся предыдущий симпозиум этого международного научного сообщества, который поддержали Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Фонд Нурсултана Назарбаева и Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. Симпозиум 2022 года был организован представителем национального комитета ICTM Бельгии доктором Реми Жадиньоном и проходил при поддержке Национального музея музыкальных инструментов Бельгии, Университета города Лёвен (Leuven) и Королевского музея Африки.

На прошедшем симпозиуме доцент Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, кандидат искусствоведения, Отличник культуры Валерия Недлина представила доклад о своём вкладе в качестве переводчика и редактора в публикацию научного наследия Базаралы Муптекеева. В докладе поднимались вопросы о переводе общей и специальной музыкальной терминологии на английский язык, а также о транскрипции казахских терминов, имён и названий. Комплект издания монографии, нотного сборника и компакт-диска Базаралы Муптекеева был передан оргкомитету.

Подобные научные встречи определяют ключевые тенденции и направления в методологии будущих исследований. В основе любого научного проекта лежат данные. Информация о традиционной музыке – это образцы фольклора и произведений профессиональных традиций, зафиксированные в аудио-, видеозаписях или в нотах, а также данные о носителях традиции, формах и способах бытования. За последние десятилетия роль разного рода архивов и коллекций была переосмыслена. Нотные и звукозаписи не только отражают картину прошлого музыкальных традиций, но и активно включаются в современную художественную практику: используются музыкантами для творческого переосмысления, передачи мастерства молодому поколению, возрождению исчезнувших жанров и трансформации существующих. Среди многочисленных задач музыкального архива – не только сохранение ранее собранных коллекций. Современные научные организации стремятся собирать и изучать живое наследие, записывать ныне действующих музыкантов, взаимодействовать с носителями традиций – музыкантами и сообществами. Важной частью работы стал перевод коллекций в современные форматы и публикация в открытом доступе. Такие базы данных и метаданных созданы практически в каждой стране. Они позволяют узнать всё об исторической записи, её исполнителе, а также связать её с современным репертуаром традиционных музыкантов. Яркий пример – открытый в 2014 году Публичный цифровой архив латвийского фольклора, о работе которого докладывала Ева Вивер (Латвия): http://garamantas.lv/en.

Целый ряд докладов был посвящён взаимодействию архивов с музыкантами разных направлений. Примеры интересных проектов в этой сфере: RESONATIONS резиденция для артистов в Британской библиотеке (Андреа Зарза Канова, Великобритания); поиски информации об исторических записей исполнителей на мандолине из Греции (Элина и Мария Маркатату, Нидерланды); WOURAGATE – проект по возвращению культурных ценностей народа гарифуна, населяющего карибские острова и фильм (Жорди Терцеро, Франция).

Методологические проблемы, обсуждавшиеся на симпозиуме, носили практический и теоретический характер. Важной частью практики работы с источниками являются метаданные. Современный цифровой формат предполагает разнообразные возможности представления метаданных об источниках, а также связи этих данных между собой. Ключевой тенденцией, наметившейся в этом направлении, является соединение различных музыкальных коллекций через технологии распределённых репозиториев и связанных данных (distributed repositories and linked data). Например, раньше, чтобы создать национальный архив традиционной музыки, требовалось физически переместить носители информации (записи и ноты) в одно место. Ещё десять лет назад такие общие архивы потребовали бы создания единого портала, хранящего оцифрованную информацию на одном сервере. Современное представление метаданных позволяет связывать данные из разных архивов между собой и собирать огромные объёмы информации, уже накопленные большинством архивов и музеев, на одной онлайн-платформе. Это значительно облегчает сравнительные исследования, обеспечивает дополнительную безопасность в сохранении цифровых данных, выводит на новый уровень сотрудничество исследователей. Такому проекту связанных данных был посвящён круглый стол Алекса Хофмана (Австрия), Анды Бейтане (Латвия), Чонг Пек Лин (Малайзия) и Адриана Ахмедаджа (Австрия – Албания).

Отдельное заседание было посвящено идее создания общего музыкального архива тюркского мира, предложенной экс-председателем ТЮРКСОЙ Дюсеном Касеиновым. Работу в данном направлении обсуждали исследователи Абдулла Акат (Турция), Фатима Нурлыбаева (Казахстан) и Роза Аманова (Кыргызстан).

ICTM Базаралы Муптекеев

Руководитель ICTM Бельгии, председатель местного оргкомитета д-р Реми Жадинон

Одной из сквозных тем симпозиума стало обсуждение перехода человечества в виртуальную информационную среду, значительно расширяющую возможности формирования и использования музыкальных коллекций, но и выдвигающую ряд вызовов: децентрализацию информации, размытие границ экспертного знания, информационную перенасыщенность. Методологически определяющим в этом направлении стал доклад известного аргентинского музыковеда и антрополога Мигеля А. Гарсиа.

Значение таких встреч определяется, прежде всего, обменом опыта. Опыт зарубежных музыкальных архивов Европы, стран Юго-восточной Азии, Латинской Америки, Африки в сравнении с Казахстаном выявляет наше значительное отставание. Современные технологии интеграции и взаимодействия архивов реализуются международными командами сейчас, потому что большинство национальных музыкальных архивов начали процесс цифровизации и публикации в интернете ещё 20-30 лет назад. В современных условиях у нас нет материально-цифровой базы для включения в международные архивные проекты, потому что не создан национальный музыкальный архив как научный институт и инструмент. Опираясь на передовой опыт зарубежных стран, нам необходимо создать национальный архив казахской музыки, научиться использовать исторические источники в работе артистов и педагогов, относиться к ныне действующим носителям традиции как к ценным источникам, требующим сохранения и популяризации.

Симпозиум дал возможность познакомиться с передовыми научными тенденциями и установить множество дружеских контактов с представителями ведущих научных организаций, наметить возможные направления сотрудничества. Благодарю ректора Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Армана Жудебаева за материальную поддержку и организаторов симпозиума за приглашение участвовать!

 

Валерия Недлина

доцент кафедры музыковедения и композиции

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.