Молодое поколение композиторов. Оркен Токмагамбетов

Наша консерватория выпускает талантливых и поистине великих композиторов различных поколений. Среди них Еркегали Рахмадиев, Сыдык Мухамеджанов, Бакытжан Байкадамов, Нургиса Тлендиев, Шамши Калдаяков, Базарбай Джуманиязов, Владимир Стригоцкий-Пак, Бейбут Дальденбай, Ермек Умиров, Серик Еркимбеков, Куат Шильдебаев, Адиль Бестыбаев, Данияр Бержапраков и многие другие. Каждый из них внес большой вклад в развитие композиторской школы Казахстана. В данный момент многие композиторы преподают в родном ВУЗе, продолжая выпускать новое поколение музыкантов-творцов.

Одним из многообещающих молодых композиторов является студент четвертого курса специальности «Композиция» – Токмагамбетов Оркен. Родился в Алматы в 1993 году. Закончил Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского как джазовый пианист у педагога Натальи Владимировны Силицкой. После окончания, поступил в Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы на композитора в класс доцента кафедры Музыковедения и композиции – Ермека Касымовича Умирова. В 2017 году Оркен поехал учиться по программе академической мобильности в город Адрия (Италия) в консерваторию им. Антонио Буццола.

Как сказал немецкий писатель Лион Фейхтвангер: «Талантливый человек – талантлив во всем». Оркен, помимо композиции, в совершенстве владеет английским и итальянским языками. В марте 2017 года он получил первое место на олимпиаде по английскому языку. Также является и профессиональным фотографом в разных направлениях: художественно-постановочных фотографий, фэшн-фотографий и путешествий (природные ландшафты, городская архитектура, закаты), активно пробует себя в роли сценариста-режиссера промо-роликов с выступлений рок-групп и их репетиций. В данный момент постепенно начинает работать как сценарист-режиссер музыкальных клипов. В 2014 году выступил как звукорежиссер детской телепередачи «В мире животных».

Оркен пишет произведения в различных направлениях, жанрах и техниках. Среди них классическая музыка и музыка в технике додекафонии (строгой и свободной), серийной, паттерная техника. Использует музыкальные программы, виртуальные музыкальные инструменты, различное музыкальное оборудование (миди-клавиатура, пед-контроллер, звуковая карта, спикеры). В апреле 2017 года принял участие в научно-практической студенческой конференции  «Тенносный мир современной творческой молодежи» с темой «Электронные музыкальные производства».

Его перу принадлежат такие произведения, как сонаты, прелюдии, пьесы, фуги, инвенции для фортепиано соло; пьеса для органа (вариации на басо остинато), соната для органа в технике додекафонии, маленькие пьесы, хоралы; произведения для виброфона; пьеса для флейты «Presentsment», которая была исполнена в Италии в 2018 году; пьеса, соната для струнного квартета в двух частях; музыка для кино и рекламных роликов (к/ф «Досье тамады» – февраль 2019 года, совместно с Данияром Бержапраковым); песни в жанре рок для различных музыкальных коллективов и для фортепиано с голосом. В данный момент пишет дипломную работу – произведение для оркестра.

Остановимся на его пьесе для струнного квартета. Оркен пытался максимально приблизить ее к современным музыкальным техника – додекафонной и серийной.

Пьеса с первых нот привлекает к себе внимание за счет интересного смешения жанров. По словам автора она включает в себя элементы джаза в ритмическом отношении и современной музыки. Темы танцевального и игривого характера перетекают одна за другой, часто используются хроматизмы и глиссандо для плавного перехода. Инструменты словно бы подшучивают, издеваются друг над другом. Основная идея и цель – совместить ритм качания с элементами академической современной музыки.

Произведение написано в сложной трехчастной форме. Музыка атональна, при этом идет опора на главный тон – звук «до». Темы переходят от одного инструмента к другому, создавая впечатление беседы инструментов, или, как сказано выше, подшучивание друг над другом.

Пьеса открывается четырехтактовым вступлением пиццикато у виолончелей и альтов. Виолончель и альт в крайних частях формы играют аккомпанирующую роль в качающемся ритме. Далее следует первая часть, тема которой поручена первой скрипке. Вступает она с трели ноты «ре». Написана первая часть в форме периода не повторного строения (16 т.).

Заканчивается она тутти и глиссандо у виолончели, которая подводит к четырехтактовой связке, являющейся якобы вступлением ко второй части. Имеет вопрос-ответную структуру между первой и второй скрипками. Вторая скрипка настойчиво повторяет триолями одну ноту, а первая двигается то в восходящем, то в нисходящем направлении.

Вторая часть заметно крупнее крайних частей (28 т.). Внутри себя она делится на три раздела. Тема переносится в партию виолончели и второй скрипки, а первая скрипка и альт, в свою очередь, выполняют роль аккомпанемента.

В первом разделе тема проводится в партии второй скрипки (11 т.). Лирического и задумчивого плана, раздел напоминает медленный танец. Виолончель в басу повторяет одну мелодию четыре раза, затем проигрывает ее же в ритмическом увеличении, давая понять, что скоро начнется другой раздел, и переход к нему принадлежит триольному «тутти».

Второй раздел начинается с партии виолончели на фортиссимо. По ощущениям кажется, что это кульминация всего произведения, которая на маркато, отчетливо и уверенно двигается по звукам трезвучия. В сумме занимает восемь тактов.

Далее следует третий, заключительный раздел второй части. Тема звучит у первой скрипки. Звучит, контрастируя, на меццо-форте, плавно, хроматизмами и глиссандо (8т).

После однотактовой связки, опять же триолей «тутти», вступает реприза без вступления. Она неточная за счет видоизменения второго предложения: тема звучит в партии второй скрипки во второй октаве на меццо-форте. Она построена на материале второго раздела второй части.

Завершает всю пьесу минорный аккорд в ритме четвертных триолей «тутти» ансамбля и глиссандо виолончели. Таким образом, триоли и глиссандо выполняют своего рода завершающий и одновременно связующий материал всего произведения.

Несмотря на свой молодой возраст, Оркен не боится экспериментировать и пробовать совершенно новые и неизведанные для него жанры. На момент создания этой пьесы, композитор был всего лишь на первом курсе, и современная музыка для него была тем, с чем он ранее не соприкасался. Но благодаря упорству и любви к своей специальности, композитор на данный момент практически в совершенстве овладел современной техникой, и работает преимущественно в этом направлении. В завершении хотелось бы пожелать Оркену творческих успехов и закончить консерваторию с отличными результатами!

Аружан  МУРЗАГУЛОВА, музыковед, 3 курс

 

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.