Музыкально-культурная деятельность К. Х. Кужамьярова

Имя Куддуса Ходжамьяровича Кужамьярова навсегда заняло достойное место в музыкальной культуре и искусстве Казахстана. К.Х. Кужамьяров никогда не успокаивался на достигнутом, всегда стремился вперед, к освоению новых творческих рубежей. На протяжении всей своей яркой жизни он оставался верен однажды избранному пути – служить искусству, посвящая этому свой многогранный талант, отдавая опыт, знания, душевные силы и энергию.

Незаурядные способности и талант К.Х. Кужамьярова ярко проявились не только в его композиторском творчестве, но и во многих других сферах, связанных с музыкальной культурой. Р.К. Хасанова, его дочь, сама активно работающая в той же области на протяжении многих лет, подчеркивает: «Трудно представить себе культуру Казахстана вне участия в ней К. Кужамьярова. Его энергичный и беспокойный характер и осознанная ответственность перед обществом явилась общественной силой огромной общественной деятельности, которую он вел до конца своей жизни» (9, с. 49).

Направления музыкально-культурной деятельности К.Х. Кужамьярова были самые различные[1]. Так, его административная деятельность в сфере музыкального образования и культуры характеризуется необычайной интенсивностью. Пожалуй, наибольшей активностью и плодотворностью отличается его пребывание на посту ректора Алматинской Государственной Консерватории им. Курмангазы в 1957-1967 годах. Его назначению на эту должность предшествовал уже достаточно солидный опыт культурной административной и общественной работы: в 1949 году он был Председателем Казахского отделения Музфонда СССР; в 1953 году, преподавая в консерватории, он одновременно занимал пост заместителя начальника по делам искусств при Совете министров КазССР; в 1954-1957 годах был депутатом Алматинского Горсовета, в 1954 году руководил творческой поездкой уйгурского театра в Москву и Ленинград, а в 1955 году был избран Председателем Союза композиторов Казахстана.

Куддус Кужамьяров

Благодаря своему опыту, настойчивости и неиссякаемому стремлению к улучшению всего, за что он нес ответственность, К.Х. Кужамьярову удалось не просто улучшить бытовые условия и саму работу консерватории, но буквально реформировать ее важнейшие направления. В своих воспоминаниях он отмечал: «И раз я пришел, то поставил вопрос о перестройке всей консерватории. Прежде чем требовать от педагогов улучшить их работу, надо условия им создать» (6, с. 103). И действительно, за его бытность ректором, несмотря на постоянные сложности с государственным финансированием и нехваткой средств, К.Х. Кужамьяров добился очень многих значительных преобразований: при нем здание консерватории освободили от музыкального училища, построили дополнительный корпус здания, было проведено полное переоборудование классов новыми инструментами, звукоизоляцией и трансляционной аппаратурой из звукозаписи, в классах были повешены портреты композиторов, в холлах и вестибюлях выставлены кресла, журнальные столики, цветы, зеркала, даже выстелены ковровые дорожки!

Для него все имело значение, и не оставалось мелочей ни в чем, когда дело касалось создания особой творческой духовной атмосферы в консерватории. Он вспоминал: «Все было поставлено на высоком уровне… все педагоги раздевались в гардеробе, и я сам в кабинет в пальто не ходил. Женщинам не разрешалось ходить в сапогах, все – в туфлях. Педагоги-женщины должны быть нарядные… Консерватория – единственный такой ВУЗ в республике. Это – храм искусства. Я не признавал, когда говорили, что в других ВУЗах еще хуже. Какое мне дело, как в других ВУЗах, наш храм искусства должен быть образцом!»  (6, с. 104-105).

Помимо совершенствования условий труда и учебы, по словам К.Х. Кужамьярова, «научно-исследовательскую, методическую работу поставили на соответствующий уровень, почти всех педагогов обеспечили квартирами, открыли фольклорный кабинет, экспериментальную музыкальную мастерскую, построили общежитие, концертный зал…» (6, с. 103). Тогда же целеустремленному ректору, несмотря на многочисленные препятствия и противостояние чиновников, удалось установить орган и открыть оперную студию в консерватории.

Его постоянная забота о благополучии коллектива выразилась и в том, что он сумел добиться освобождения сотрудников консерватории и студентов от сельскохозяйственных работ, к которым в то летнее время привлекались абсолютно все учащиеся и преподаватели всех учебных заведений. Конечно, такое освобождение играло большую роль и имело огромное значение для сохранения профессионального здоровья музыкантов.

Всеми силами создавая условия работы и обучения высокого уровня, К.Х. Кужамьяров одновременно проявлял себя как требовательный руководитель ВУЗа, стремясь во всем упорядочить дисциплину, систематизировать учебный процесс и поднять его эффективность. Он всегда интересовался работой педагогов и ее качеством, всячески способствовал участию профессорско-преподавательского состава в целевых профессиональных стажировках, пристально следил за повышением профессионального уровня преподавателей, ведя на каждого из них личную карточку и отмечая этапы творческого роста.

Собственная музыкально-педагогическая работа К.Х. Кужамьярова стала неотъемлемой составляющей его многолетней деятельности, связанной с консерваторией. Вопросы профессиональной подготовки и обучения учащихся и их совершенствование, – как во всей консерватории, так и в своем классе композиции, – всегда занимали главенствующее место в  его преподавательской практике. Под его чутким и внимательным педагогическим руководством сформировалось не одно поколение композиторов Казахстана (3).

К.Х. Кужамьяров не допускал неоправданных пропусков занятий студентами, следил за их успеваемостью, считая воспитание настоящих музыкантов-профессионалов высокого класса главной целью их обучения в консерватории. Б.Б. Байкадамова отмечает: «При Кужамьярове была установлена практика творческого обмена между студентами разных ВУЗов… Заботой Кужамьярова было и содержание учебного процесса у студентов. Лично он курировал работу над разработкой рабочих учебных планов» (2, с. 60). Показательно, что сам К.Х. Кужамьяров подчеркивал следующее: «И мы, наставники молодых должны постоянно задаваться вопросами: все ли мы делаем для того, чтобы воспитать художника-мыслителя, гражданина-борца, высококвалифицированного специалиста? А наша смена, композиторская молодежь, в достаточной ли степени осознает те величественные задачи, которые возлагает на нее современность?» (4, с. 131).

К самому себе К.Х. Кужамьяров тоже относился очень требовательно, стараясь во всем служить примером для членов вверенного ему коллектива и учащихся. Таким он оставался всегда, и, независимо от того, какой административной деятельностью ему приходилось заниматься потом, его талант организатора и руководителя способствовал созиданию и укреплению различных аспектов музыкальной культуры и образования.

В целом, и после того, как он оставил пост ректора консерватории, К.Х. Кужамьяров неоднократно проявлял себя как незаурядный и компетентный администратор. Его способности и усилия удачно реализовывались во многих направлениях. Так, в 1960-1964 и 1969-1991 годах он заведовал Кафедрой композиции в Алматинской Государственной Консерватории им. Курмангазы, в 1976 году руководил поездкой в Италию группы композиторов и музыковедов на Международный фестиваль камерной музыки, в 1979 году в качестве Председателя возглавлял секцию литературы и искусства на 1-й научной конференции по проблемам уйгуроведения, в 1980 году руководил поездкой в Венгрию группы композиторов на фестиваль скрипичной музыки, в 1984 – руководил творческой поездкой уйгурского ансамбля «Нава» в Пакистан.

 Близко к административной работе примыкает и музыкально-общественная деятельность К.Х. Кужамьярова. Эта часть его биографии тоже удивительно многогранна. Она началась в 1948 году, когда К.Х. Кужамьяров был избран делегатом I съезда композиторов СССР, и имела продуктивное продолжение в дальнейшем, что очевидно даже в простом перечислении ее основных этапов. С 1957 по 1979 год он являлся членом Правления II-VI съездов композиторов СССР, в 1957-1980 годах – членом художественного совета Министерства культуры СССР, в 1959-1963 – членом комиссии КазССР по культуре и образованию, в 1961-1980 – членом экспертной комиссии ВАК СССР по искусству, в 1962-1970 – членом Всесоюзного комитета по присуждению Ленинской премии в области литературы и искусства, в 1963-1987 – членом Совета Института уйгуроведения Академии Наук КазССР, в 1966-1980 – членом Комитета по присуждению Государственных премий РК в области литературы и искусства, в 1976 году – членом жюри Всесоюзного фестиваля творчества молодых композиторов и студентов музыкальных вузов СССР в г. Ленинграде, в 1992 году был консультантом отделения композиции Синьдцзянского Института искусств (СУАР, КНР).

Отдельного внимания заслуживает и просветительское направление его музыкально-общественной деятельности. Мероприятия из этого числа также характеризуются многообразием. Прежде всего, к ним относятся многочисленные авторские концерты К.Х. Кужамьярова, состоявшиеся в Казахской Государственной Филармонии им. Джамбула, в Большом зале Алматинской Государственной Консерватории им. Курмангазы, в ГАТОБ им. Абая в Алма-Ате, в Колонном зале Дома Союзов в Москве (1955, 1968, 1976, 1978, 1980, 1984, 1986, 1987, 1988  годы).

Следует упомянуть и творческие командировки во Вьетнам и Монголию (1959 год), в Индию (1962 год), в Румынию и Югославию (1972 год), в США (1974 год), в Германию и Эфиопию (1981 год); творческие поездки в уйгурские районы с целью решения вопросов уйгурской культуры (1960 год), в Восточно-Казахстанскую область (1963 год), в Уральскую область (1981 год), в Алматинскую и Талды-Корганскую область (1988 год), в Чехословакию для совместного заседания секретариата Союза композиторов СССР и Чехословакии по проблемам развития современной музыки, в Болгарию для участия в совместном заседании секретариата Союза композиторов СССР и Болгарии по проблемам развития современной музыки (1967 год), в Румынию для участия в совместном заседании секретариата Союза композиторов СССР и Румынии по проблемам развития современной музыки (1975 год).

Кроме того, К.Х. Кужамьяров проводил творческие встречи и вечера, – такие, как встречи с уйгурской творческой интеллигенцией по проблемам развития культуры (1974 год), встречи с трудящимися на Фестивале современной казахстанской музыки в Чимкентской, Джамбульской и Кызыл-Ординской областях (1977 год), встреча с уйгурской общественностью по вопросам развития уйгурской культуры в Уйгурском театре (1988 год), творческая встреча в колхозе «Заря Востока» Алматинской области (1990 год),  творческий вечер в совхозе «Аксай» Алма-атинской области (1981 год).

С просветительской миссией он часто выступал на симпозиумах, конгрессах, пленумах, конференциях и других подобных мероприятиях в Казахстане и за рубежом, – как с докладами, так и со своими произведениями. Это – выступление на Всесоюзной конференции работников театра, драматургов и театральных критиков (1958 год), выступление на Международном конгрессе ЮНЕСКО по проблемам музыки Запада и Востока в Иране, г. Тегеране (1961 год), выступление на молодежном пленуме Союза композиторов Казахстана (1963 год), выступление на Международном конгрессе по проблемам арабской музыки в Ираке, г. Багдаде (1964 год), выступление на Международном симпозиуме в Германии, посвященном 200-летию со дня рождения Л.В. Бетховена (1970 год), выступление на III Международной музыкальной Трибуне стран Азии (1973 год), выступление на Пленуме творческих союзов, посвященном 60-летию Казахстана (1980 год), выступление с докладом на юбилейном вечере, посвященном 80-летию Е. Брусиловского (1985 год), выступление на Учредительной конференции Всесоюзного музыкального общества в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (1986 год), выступления на юбилейных вечерах, посвященных 80-летию А. Жубанова и Л. Хамиди (1986 год).

К тому же виду деятельности К.Х. Кужамьярова относится его участие в работе объединенного Пленума творческих союзов и организаций Казахстана (1982 год), в работе II и III Международных музыковедческих симпозиумов  «Традиции культуры народов Ближнего и Среднего Востока и современность» в Узбекистане, г. Самарканде (1983 и 1987 годы), участие в работе III конференции Казахского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (1987 год), в работе юбилейного Пленума, посвященного 50-летию Союза композиторов СССР (1989 год) и Пленума Союза композиторов СССР и VIII съезда композиторов Казахстана (1991 год), в музыкальном фестивале провинций СУАР КНР по приглашению Министерства культуры СУАР (1990 год).

Помимо всего перечисленного, музыкально-критическая и публицистическая деятельность  К.Х. Кужамьярова представляет собой отдельную область его наследия, также характеризующуюся многогранностью и разнонаправленностью. Стремление К.Х. Кужамьярова зафиксировать собственные размышления по поводу композиторского творчества и развития музыкальной культуры естественно продиктовано его огромным опытом и наработками во всех упомянутых выше сферах его  разносторонней деятельности.

Среди работ такого рода – его очерки и статьи об оперном искусстве Казахстана и Средней Азии («На новые рубежи»), о путях развития музыкального творчества и будущем музыкальной культуры («О будущем нашей музыкальной культуры»), о вопросах воспитания и обучения композиторской молодежи, формировании авторского композиторского стиля («Воспитать художника-мыслителя»), и о многом другом.

Самостоятельное направление формируют высказывания и очерки К.Х. Кужамьярова о композиторах-современниках и их творчестве, о деятелях искусства – о Г. Жубановой («Война муз»), В. Шебалине («Коп рахмет, ага»), Е. Брусиловском («Евгений Брусиловский»), М. Тулебаеве («О моем друге Мукане»), Л. Хамиди («Латиф Хамиди»), М. Ауэзове («Тончайшее созвучие ума и души (М. Ауэзов)»), В. Мухатове («Незабываемые встречи (Вели Мухатов)»), Н. Жиганове («Друг казахских музыкантов»), С. Муканове («Сабит Муканов»).

Особую ценность имеют письма и документы К.Х. Кужамьярова по проблемам уйгурской культуры, в которых говорится о задачах и перспективах ее развития в целом («Необходимы поиск и старания»), и о необходимости расширении репертуара уйгурской музыки, и о воспитании квалифицированных кадров («Насущные вопросы развития уйгурской культуры»), и о различных формах поддержки уйгурского театра («Уйгурский театр нуждается в помощи») [2].

Как справедливо отмечает С.В. Свиридова, «В своих критических опусах композитор ставит серьезнейшие вопросы, связанные с искусством. Он блестяще решает их на страницах периодической прессы в живой, интересной, доступной форме, одновременно на высоком профессиональном уровне, с присущей ему принципиальностью. Явления музыкального искусства он соотносит с жизненными задачами и реальной действительностью, с казахстанской и мировой музыкальной практикой» (8, с. 61).

Такая оценка весьма показательно характеризует критические  работы К.Х. Кужамьярова, являющиеся неотъемлемой частью всего его творческого наследия, как и другие отмеченные области его обширной музыкально-культурной деятельности.

В целом, в отношении К.Х. Кужамьярова, Ю.А. Азаматов справедливо заметил: «Среди уйгуров нет такого человека, кому посчастливилось получить столько наград и званий. Награды Кужамьярова были не случайными. Он всегда честно служил своему народу и работал во имя его блага» (1, с. 147). Действительно, внушительный список наград К.Х. Кужамьярова красноречиво говорит о значительности его достижений в различных сферах социальной и музыкально-культурной деятельности. Это:

«Сталинская премия третьей степени (1951 год)

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1954 год)

Народный артист Казахской ССР (1973 год)

Народный артист СССР (1987 год)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1947 год)

Орден Ленина (1959 год)

Орден «Знак Почёта» (1961 год)

Медаль «Отличный работник» Минкультуры СССР (1964 год),

Орден Трудового Красного Знамени (1971 год)

Орден Октябрьской революции (1978 год)

Медаль «За отличные успехи в работе» (1978 год)

Медаль «Ветеран труда» (1980 год)

Государственная премия Казахской ССР (1984 год)» (10).

Бесспорно, К.Х. Кужамьяров заслужил признание и современников, и потомков, снискав их благодарность, всей своей жизнью оставив приметный след на Земле и увековечив свое имя и деяния. В память об этом великом человеке написаны монографии, книги и статьи. Его произведения продолжают исполняться с неизменным успехом, – как в Казахстане, так и за рубежом, а диски с их записью неизменно популярны.

Его плодотворная музыкально-культурная деятельность и талант были поддержаны и признаны при жизни. Посмертным же свидетельством признания его заслуг со стороны правительства нашей страны, служению которой К.Х. Кужамьяров посвятил всю жизнь, стало то, что «3 марта 2005 года Постановлением Правительства Казахстана имя народного артиста СССР Куддуса Кужамьярова было присвоено Государственному республиканскому уйгурскому театру музыкальной комедии. В июле 2008 года рядом с театром был установлен памятник К.Х. Кужамьярову скульптора Магамеда Абдуллаева и архитектора Аркина Маметбакиева» (10).

Светлана АКЕНТЬЕВА,

студентка 3 курса отделения «Теория музыки»

АМК им. Чайковского

Использованные источники:

 

  1. Азаматов Ю. Сын своего народа.// Мне в судьбе повезло быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Сборник статей, размышлений и воспоминаний. К 85-летию со дня рождения. – Алматы, 2003.
  2. Байкадамова Б. К. Кужамьяров  и музыкальное образование  Казахстана. //Куддус Кужамьяров – время и музыка. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения К. Кужамьярова. — Алматы, 2008.
  3. Балтиева Р. К вопросу о музыкально-педагогической деятельности К. Кужамьярова. //Куддус Кужамьяров – время и музыка. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения К. Кужамьярова. — Алматы, 2008.
  4. Кужамьяров К. Воспитать художника-мыслителя. // Мне в судьбе повезло быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Сборник статей, размышлений и воспоминаний. К 85-летию со дня рождения. – Алматы, 2003.
  5. Мне в судьбе повезло быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Сборник статей, размышлений и воспоминаний. К 85-летию со дня рождения. – Алматы, 2003.
  6. Кужамьяров К. Я хочу, чтобы и в степи звучал орган. // Мне в судьбе повезло быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Сборник статей, размышлений и воспоминаний. К 85-летию со дня рождения. – Алматы, 2003.
  7.  Основные даты жизни и творчества. // Мне в судьбе повезло быть первым… Композитор Куддус Кужамьяров. Сборник статей, размышлений и воспоминаний. К 85-летию со дня рождения. – Алматы, 2003.
  8. Свиридова С. Куддус Кужамьяров – музыкальный критик. // Куддус Кужамьяров – время и музыка. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения К. Кужамьярова. — Алматы, 2008.
  9. Хасанова Р. Куддус  Хожамьярович Кужамьяров (Гожамияров) (библиографический указатель). Министерство культуры РК. — Алматы, 1993.
  10. www.wikipedia.org/Куддус Кужамьяров.

 

[1] В систематизации дат и сфер музыкально-культурной деятельности  К.Х. Кужамьярова здесь и далее автор статьи опирается на справочный материал из источника 7. (См.:  Ссылки).

[2] Указанные работы К.Х. Кужамьярова опубликованы в источнике 5. (См.:  Ссылки).

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.