В ноябре в рамках программы «Стажерская площадка» в Карагандинском колледже искусств им. Таттимбета прошел Областной семинар – практикум для преподавателей Детских музыкальных школ и Детских школ искусств. Программа «Стажерская площадка для ДМШ и ДШИ» была предложена Учебно-методическим центром Карагандинской области и вызвала большой интерес как у его организаторов, так и у участников. Она отличается творческим подходом и многообразием форм в ее реализации. Ведущие преподаватели теоретического отделения колледжа ознакомили присутствующих со своими авторскими наработками в методике преподавания сольфеджио и музыкальной литературы, провели открытые уроки, зачитали доклады и обсудили проблемы подготовки абитуриентов.
В своих выступлениях преподаватели раскрывали тонкости работы над развитием профессионального мышления и музыкального слуха у учащихся начальных курсов. Так Нурфазылова А.Г. провела открытый урок с первокурсниками. Она с самого начала учит вокалистов анализировать нотный текст, разбирать интонации и метроритм, что в дальнейшем даст им возможность свободно ориентироваться в произведениях и быстрее их выучивать.
Очень убедительно показала заведующая теоретическим отделением Жанабаева Н.В. работу над слуховым анализом с учащимися 1 курса дирижерско-хорового отделения. За два месяца ее студенты (в основном не имеющие музыкальной подготовки) достаточно свободно владеют этой формой. Надежда Васильевна составила новые схемы и таблицы, помогающие быстро и качественно освоить материал.
Музыковеды Васина И.В. и Сушинская Т.С. провели урок-семинар «Работа с литературой по теме Й. Гайдн. Симфония №103». Студенты теоретического отделения тщательно изучили учебники и дополнительную литературу и высказали свое мнение по данному вопросу. Получилось интересно. Учащиеся проделали большую, серьезную и профессиональную работу. У них появляется желание заняться научной деятельностью.
Ярким, насыщенным и эмоциональным стал урок Исаевой М.С. с учащимися 2 курса исполнительского отделения по теме «Ладовая альтерация и хроматизм в старших классах ДМШ». Эта тема недостаточно полно изучается в ДМШ, хотя на нее отводится немало времени: 5-7 классы. Исаева М.С. показала интонационные упражнения, помогающие усвоению такого сложного материала. Студенты рассказали, в каких формах встречаются альтерации и хроматизмы в музыке, проанализировали и исполнили трехголосную обработку романса Б.Шереметева «Я вас любил». В конце урока был представлен ролик из российского проекта «Дети…в опере!», в котором ученики ДМШ поставили оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Дети пели арию Фигаро на итальянском языке и обыгрывали действие. Почему бы и в наших школах не сделать что-то подобное?
Необычно построила свое выступление Мышкина Т.И.: она работала не со студентами, а с участниками семинара – преподавателями ДМШ и ДШИ. Тему «Интонационные упражнения от звука в классе сольфеджио» Татьяна Ивановна выбрала потому, что этой форме уделяется меньше времени, чем ладовой работе. Кроме того, она показала, как просто подбирать знакомые мелодии и аккомпанементы к ним; обратила внимание присутствующих на сходство гармонического языка во многих песнях. Педагоги с большим интересом и вдохновением пели нотами предложенные мелодии (Көзімнің қарасы и Мелодрама А.Бочелли) и определяли их гармонический остов.
После семинара участники долго не расходились, обменивались впечатлениями от полученной информации, вносили предложения о дальнейшем сотрудничестве. Участники семинара единодушно высказались о пользе программы: уже на первой встрече они много нового почерпнули для себя, для своей работы. Педагоги отметили особенную творческую и доброжелательную атмосферу. Организаторы и выступающие услышали много теплых слов благодарности в свой адрес.
Марина Сергеевна ИСАЕВА
Алия Гайнуллаевна НУРФАЗЫЛОВА
Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин
Карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета