Новый казахский балет

На днях театр «Астана Балет» представил новый балет «Желторанғы туралы аңыз» в постановке молодого хореографа Анвары Садыковой. Национальная хореография Казахстана в своих поисках достаточно часто обращалась к фольклорным образам, эпическому наследию, сказкам и легендам. На основе этих поисков на сцене казахского балетного театра в ХХ веке появились развернутые хореографические произведения в постановке Д.Абирова, З.Райбаева, Б.Аюханова, М.Тлеубаева. Наступившее тысячелетие выдвинуло новые имена хореографов, продолжающих традиции признанных мастеров казахского балета, но в контексте творческих исканий современного балетного театра. Сегодняшние хореографы М.Авахри, Г.Адамова, Г.Туткибаева, А.Тати достигли определенных результатов в возврате на хореографическую сцену присущей природе балетного театра обобщенной образности через синтез классического танца с национальной и современной пластикой, нового подхода к танцевальной выразительности.

В этот список уверенно можно включить и Анвару Садыкову, ищущего свой путь в хореографии молодого балетмейстера, которая смело берется за расширение диапазона как жанровых, так и стилистических возможностей национальной хореографии. Смелость и неожиданность в сочетании танцевальных элементов и использовании неординарного музыкального материала для своих постановок – яркая черта ее творческого почерка.

В основу балета положена древняя легенда о дереве под названием желтораңғы, которое растет на степных просторах нашей земли. Дерево выстояло в борьбе с песчаными бурями, выстояло и перед людской жестокостью с их стремлением к наживе, благодаря отважному юноше. Для казахов дерево считалось живым и очень ценным, так как вырасти его на бескрайних степных просторах было очень сложно, но именно они давали прохладу и защиту для всего живого, служили средством для постройки жилища и бытовых принадлежностей людей. Сегодня эта связь обрывается, ведя человечество к глобальным экологическим проблемам. Концептуальная идея либретто балета, созданное известным поэтом Бахытом Каирбековым, предельно понятна каждому зрителю, при этом философски глубока и многослойна.

Значимость премьерного спектакля в том, что новая работа театра объединила талантливых представителей национальной культуры, которые не первый раз встречаются на этой сцене, имеют опыт работы в балетном искусстве. Композитор, хореограф, автор либретто и художник оказались единомышленниками в рождении нового балета, в котором национальный колорит гармонично сочетается с современными тенденциями в развитии хореографии.

Музыка балета написана известным казахстанским композитором Куатом Шильдебаевым. Хотя материал скомпонован из нескольких произведений, написанных композитором в разное время, музыкальный материал балета воспринимается достаточно цельным, благодаря кропотливой работе композитора вместе с хореографом по обработке, связке и компоновке отдельных частей в единое целое. Композитор не первый раз работает с этим коллективом, в репертуаре театра идет его балет «Жусан». Музыка Шильдебаева привлекает яркой современностью музыкального претворения казахской сакральной музыки, выраженной через мелодичные эмоциональные темы. Броская современность вкупе с хорошо читаемым национальным началом его музыки ориентирована на молодежную аудиторию с ее повышенным интересом к этнической музыке в современном звучании.

Впервые балет был осуществлен Садыковой в форме хореографической миниатюры. Глубокая идея легенды ей нравилась, давая ей уверенность в том, что этот материал можно интересно развернуть и для полноценного хореографического полотна. Предложение театра осуществить самостоятельный балет на сюжет этой истории, она восприняла с радостью и смелым творческим ожиданием. Ее воодушевление передалось и Б.Кайырбекову, который не первый раз создает либретто к национальным балетам.

Хореограф весьма тонко и смело насыщает сюжет древней легенды выразительными ассоциациями, проецируя их на современные проблемы экологии, тем самым превратив спектакль в философское раздумье о взаимоотношении природы и человека, жажды наживы и неизбывной печали о потерях. Хореография, предложенная Садыковой, как и музыка решена в современном стиле с использованием классического танца и национальной пластики. Танцевальный язык балета разнообразен и выразителен, как и те задачи, которые ставили перед собой авторы балета. Мягкая выразительная пластика рук и корпуса в танце Туранги, сочетается с графической четкостью поз и неожиданной сменой ритмов в танце птиц, демонстрируя многообразные выразительные возможности синтеза различных видов танцевального языка.

Желторанғы туралы аңыз

Гармоничный синтез образует сложный калейдоскоп пластических средств, который усиливает зрелищное начало в спектакле. Этому помогает и использование в балете приемов кинематографического монтажа посредством видеографики и крупного кадра. Как, например, в сцене когда юноша во сне видит кровь на своих руках из срубленных веток туранги. Таким способом хореограф выделяет важный момент и действие в осознании героя балета, визуально лаконично и эмоционально по времени и форме, тем самым придав динамику и образность в решении спектакля.

Стремление к обобщенности в трактовке действия и хореографического видения помогло хореографу найти очень удачное пластическое решение для образа дерева Туранги. На протяжении почти всего действия Туранга находится на возвышении, ее действия выражаются лишь движением рук и корпуса. Выразительный костюм и необычно живописное решение кроны дерева усиливают ее стойкость и красоту в зрительском восприятии.

Внутренняя наполненность дерева как живого существа выражена через образ души Туранги. Именно в ней воплощено женское начало миропонимания народа, как светлого, оберегающего и созидающего духа. Ее пластическая речь прозрачна, соткана из красивой вязи классического танца и как бусинками украшена элементами казахского танца.

Желторанғы туралы аңыз

Художественное оформление балета осуществлено силами специалистов самого театра. И результат надо сказать получился весьма впечатляющий. Сценография балета, созданная художником Жандосом Омаровым, получилась по настоящему театральной, объемной и при этом лаконичной, без лишних деталей и подробностей. Как только открылся занавес зрители не удержались от аплодисментов в знак восхищения от представленной красивой картинки.

Сочетание цвета и мягкая пастельность сценического оформления гармонично сочеталась с балетными одеяниями исполнителей, разработанных художником по костюмам Натальей Протасовой. Сдержанный колорит костюмов, близкий по цвету к естественным природным цветам, тем не менее подчеркивался хорошо читаемой ярко обозначенной деталью. Дровосеков художник одела в современные костюмы – джинсы, майку и ботинки, как противопоставление гармонии в природе и зримая нить к современному миру разрушения и нескончаемой жажды наживы. Танец дровосеков построен на широких размашистых элементах из арсенала мужского народного танца, поданных в современной, шутливо-ироничной форме. Их танец получился выразительным, эмоциональным по пластической подаче.

Желторанғы туралы аңыз

К премьере театр подготовил два состава исполнителей. Образ Туранги воплотили Ансаган Кобентай и Асель Жангаскаева, юношу танцевали Фархад Буриев и Сундет Султанов, душу Туранги – Дилара Шомаева и Дарина Кайрашева. В каждом из составов были неожиданные открытия и интересные решения образов. Вся труппа продемонстрировала присущий ей высокий уровень профессионализма и вживания в предлагаемые обстоятельства премьерного спектакля.

Встреча балетного театра с древней легендой о дереве желторангы еще раз доказала, сколько интересных возможностей таится в союзе балета с национальным фольклором и неиссякаемыми образами жизни своего народа. Данный премьерный спектакль продемонстрировал готовность молодого поколения хореографов нести новые интересные идеи и решения в постановке национальных спектаклей, раскрыть образные возможности национальной пластики в синтезе с классическим танцем, найти современный подход к трактовке глубоких философских вопросов человечества на балетной сцене. И данный факт не может не радовать тех, кто осознает, что ценность и своеобразие любого вида искусства и хореграфии, в том числе, в сохранении и развитии идентичности своей национальной культуры.

 

Гульнара ЖУМАСЕИТОВА,
балетный критик, профессор искусствоведения

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.