Проблема «композитор и фольклор» относится к извечно актуальным и до конца не изученным. На каждом этапе исторического развития музыкальной культуры она остаётся жизненно важной. «Её актуальность, – подчеркивает исследователь» проблемы «фольклор и композитор» доктор искусствоведения, профессор Т.Б. Гафурбеков, – особенно значительна для сравнительно молодых профессиональных культур, к каковым относится современное музыкальное искусство Узбекистана. Свою актуальность применительно к монодическим в прошлом культурам проблема не теряет не только при формировании на этой почве новых профессиональных композиторских школ, но и при их самых больших достижениях».[1] Народные художественные традиции всегда служили неиссякаемым источником в становлении и развитии музыкального искусства, играли огромную роль в различных видах профессионального творчества – музыкально-сценического, симфонического, хорового, камерного инструментального, камерного, вокального, песенного.
На современном этапе развития человеческой цивилизации, характеризующемся расширением информационного пространства, бурным развитием компьютерных технологий, электроники проблема «композитор и фольклор» становится ещё более интересной, сложной и актуальной. Обновление художественного сознания и музыкального мышления вызвало к жизни появление новых жанров и форм музыкального творчества, иное, индивидуальное преломление фольклора, совершенствование техники композиции. Стилистические знаки выступают в роли самостоятельных семантических и конструктивных факторов.
Обретение Узбекистаном национальной независимости выдвинуло мощный процесс возрождения исконно глубинных национальных духовных ценностей, что обусловило непосредственное соприкосновение современного искусство с поэтикой национального архетипа. Соединение национального начало с новыми приёмами выразительности дало интересные художественно ценные результаты в профессиональном музыкальном творчестве Узбекистана. Ярким примером в этом смысле могут служить сочинения Рустама Абдуллаева, Хабибуло Рахимова, Мустафо Бафоева, Фархада Алимова, Дилором Сайдаминовой, Аваза Мансурова, Дилором Амануллаевой, Акрама Хашимова, Мухаммаджона Атаджанова, Нуриддина Гиясова, Ойдин Абдуллаевой.
Продолжая и развивая сложившиеся в республике национальные художественные традиции, опираясь на опыт творческой практике В.Успенского, Г.Мушеля, А.Козловского, М.Бурханова, М.Ашрафи современные узбекские композиторы смело экспериментируют , открывают новые пути в искусстве, намечают плодотворные тенденции в разных областях музыкального творчества. Оригинальные способы обновления приёмов работы композиторов с фольклором обнаруживаются в хоровых сочинениях композиторов Узбекистана. В качестве примера следуют привести произведение «Аллома» Мустафо Бафоева, «Рубаи Алишера Навои И Омара Хайама» Тулкуна Курбанова, «Сендан йирокда» Бахрулло Лутфуллаева, «Рубаи Хайама» Дилором Амануллаевой, «Четыре поэмы» Нуриддина Гиясова. В этих произведениях происходит углубление национальной сферы на основе обращения к классической узбекской поэзии, раскрываются разнообразные способы выпуклого, яркого воспроизведения в многоголосии узбекского мелоса. Данные сочинения доказывают, что композиторы уловившие духовную сущность национальной традиции, исходящую из глубинных свойств её природы, способны создать многоголосную интонационно-образную систему, выявить национальную стихию звучания в любых формах музыки, доказать жизненность взаимодействий горизонтально-монодийного типа мышления с новым ощущением пространства и времени многоголосии композиторы обогатили фактуру художественными элементами унисонно-монодийной традиции, обнаружив их многоголосные технологические соответствия.
Большой интерес для изучения нашей проблемы представляет аспект развития композиторской научной мысли, имеющей большое значение для дальнейшей эволюции музыкального мышления. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на труд узбекского композитора Акрама Хашимова «Уйгурская народная музыка в творчестве композиторов Узбекистана (на примере народной песни «Бу чинор»)», вышедшей в свет в Ташкенте в 2008 году.
Талантливый художник, оригинально претворяющий фольклор в своих сочинениях, Акрам Хашимов излагает методику работы композитора с фольклором, рассматривает творческую практику таких мастеров в этой сфере, как А.Козловский, Т.Джалилов, С.Юдаков, Д.Закиров, Т.Курбанов, Г.Сабитов, И.Акбаров. Весьма показателен здесь и практический опыт самого Акрама Хашимова, опирающегося на творческие принципы своего отца, известного композитора и музыковеда Абдулазиза Хашимова, автора обстоятельного глубокого научного труда об уйгурской традиционной профессиональной музыке[2].
В творчестве Акрама Хашимова фольклор занимает одно из главных мест. Глубокое научное изучение народного творчества, расшифровка и обработка народных песен, использование их в собственных сочинениях способствовало обогащению музыкального мышления, стиля этого композитора. Убедительным подтверждением тому может служить симфония «Мушаврак» (1989), Мукам – Соната для виолончели соло (1991), «Отзвук Чаббията» для альта — соло (1987), полифоническая тетрадь для фортепиано (1989)
Возрождение народных праздников, старинных обрядов, глубинных национальных традиций нашло интересное художественное воплощение в сочинениях различных жанров композиторов Узбекистана, в которых опора на фольлор обрело новые формы. Очень интересны в этом плане картины Навруза, опера «Алишер Навои» (1990) М.Бурханова, «Зебуннисо» (1986) С.Джалила , «Омер Хайям» (1994) М.Бафоева, в балете «Навруз» (1983) И.Акбарова.
Показателен интерес к теме Навруза лидера современной узбекской композиторской школы Рустама Абдуллаева. Среди его сочинений, связанных с праздником весны, выделяются «Навруз тароналари» для симфонического оркестра (1991) , «Гимн Наврузу» для дутара с оркестром (1993), «Навруз кушиги» для голоса и фортепиано (1997) фортепианный цикл «Фрески Навруза» (2007), Второй фортепианный концерт «Напевы Навруза» (1989). В этом сочинении, основанном на хорезмском музыкальном фольклоре показана радость народа, встречающего Новый год. Каденция произведения основана на хорезмском усуле «Кум-мушук» («Песчаная кошка»), который сочетается с токкатными приёмами, алеаторикой, импровизацией. Для передачи национального колорита композитор использует кварто-квинтовые аккорды, а также, усуль основанный на остинатности квинты. Средствами фортепиано Р.Абдуллаев изобретательно передаёт звучание национальных инструментов (карная, дутара, чанга).
Характерной тенденцией развития музыкального искусства суверенного Узбекистана стала возрастающий интерес композиторов к древней истории государства, к воссозданию в произведениях картин старинных обрядов, увиденных через призму современного мировосприятия. Очень интересна в этом плане поэма-фантазия «Мозийдан садо» для камерного оркестра узбекских народных инструментов Аваза Мансурова. Введение в сочинение речитации певца-хофиза, цитирование народных мелодий «Самарканд ушшоги» и «Чули Ирок» органично сочетается с использованием современных техник композиторского письма – алеаторики, сонорики и минимализма. Используя специфику ритмов и тембров узбекских народных ударных инструментов – дойры, сафоиля и других, композитор создал яркое впечатляющее концертное сочинение.
Более сложное опосредственное преломление фольклора наблюдаем в сочинениях Дилором Сайдаминовой, созданных на рубеже ХХI-XXI веков, в фортепианном цикле «Фрески Афрасиаба» (1995), Сонате-импровизация для виолончели и фортепиано (1994), Сонате для скрипки и фортепиано (1997), оркестровой эпитафии «Памяти ушедших друзей», Реквиеме для меццо-сопрано и фортепиано (2001).
Эти оригинальные концепционные сочинения отмечает особый, индивидуальный взгляд художника как на глубинные национальные традиции, так и на современные явления культуры. «Композитору не свойственно акцентировать внимание на национальном колорите, обращаться к фольклорным источникам, – отмечает российский музыковед- исследователь И.Ромащук, – однако в систему важных смысловых координат включены сугубо специфические лексемы, в числе которых мелизматика и глиссандирование, сочетание узкообъёмных и пространственно удалённых друг от друга мотивов, свободное метроритмическое дыхание и синкопированные «удары»[3].
Необходимо отметить интерес узбекских композиторов к зикру – древнейшему обряду народов Востока. Показательна в этом плане Одиннадцатая симфония Нуриддина Гиясова, в которой раздел зикра выполняет важную драматургическую функцию в произведении. Яркие и впечатляющие зикральные эпизоды имеются в сочинениях различных жанров, Мустафо Бафоева среди которых опера «Омар Хайям» (1995). Произведение для виолончели, струнного квинтета, ударных и фортепиано «Моё представление о Великом Шёлковом пути» (2002) Мустафо Бафоева, посвященное выдающемуся виолончелисту современности Йо-Йо Ма открывает новые ресурсы претворения фольклора. «В данном сочинении, – по наблюдению У.Имамова – композитор обращается к национальному источнику как к обобщенно-целостному явлению, раскрывая образное содержание современного симфонического развития»[4]. В этом сочинении, мастерски используя комплекс разнообразных выразительных средств от архаичных звуковых фонем, специфических приёмов звукоизвлечения, алеаторику, сонорику, звуковых вибраций, комбинаторику. М.Бафоев при помощи обратной временной перспективы фокусирует внимание на движении вглубь национальной традиции. Вместе с тем в сочинении ярко раскрывается индивидуальное, личностное начало, обусловленное стремление композитора приближается к внутреннему миру национально-поэтического, ментального свойства. В Бухарском концерте для солирующей виолончели, национальных музыкальных инструментов – ная, кушная, сурная, чангкобуза, дойры инагоры (2000) композитор подключает исполнителей – инструменталистов, к использованию речевого компонента в определённых разделах в виде ритуальных возгласов типа «йо оллох, йо оллох». Музыканты произносят (ритуальный) зикральный текст, в то время как солист играет акцентированные квинты приёмом пиццикато, лёгким штрихом подчеркивая ритмический рисунок. Благодаря этому звучание приобретает мистический характер. Таким образом человеческий голос в концерте имеет фоническое значение в качестве особой тембровой краски.
Данное сочинение является результатом поиска синтеза на различных уровнях: состава объядиняющего исполнителей – солиста на европейском инструменте – виолончели и ансамбль национальных инструментов, на уровне синтеза инструментального и вокального начал, поскольку здесь применяются речитативно – декламационные выразительные средства, наконец, на уровне композиционном, соединяющем принципы различных типов формообразования: контрастно – составного, рондального, импровизационного.
Одной из главных тенденций современного этапа развития музыкальной культуры Узбекистана является глубокий интерес композиторов к музыкальному искусству, фольклору, национальным традициям стран зарубежного Востока. В этом отношении плодотворно работает Р. Абдуллаев открывший интереснейшие пласты национальной музыки Таиланда. В таких сочинениях как, Третий фортепианный концерт «Тайские напевы» (1993), записанный на лазерный диск в Бангкоке (1999), оркестровая увертюра «Гимн Таиланду» (1991) и др. Р.Абдуллаев творчески претворяет элементы тайского фольклора, оригинально использует тембры тайских народных инструментов (колокольчиков). Необходимо упомянуть также цикл пьес для камерного оркестра «Три миниатюры» на корейские темы.
Плодотворно работает в этом направлении Х.Рахимов. Таковы его сочинения «Фидайда» для струнного оркестра на основе турецкой мелодии, «Термалар» на основе таджикской мелодии для флейты, таблы, дутара и струнных. Очень интересно преломляет Х.Рахимов корейский фольклор в симфонии на основе корейской народной мелодии. В этом пяти частном цикле преобладают красочно звуковые зарисовки картин природы, исторических памятников.
Интересное решение проблемы «композитор и фольклор» наблюдаем в творчестве композиторов А.Мансурова, Н.Нарходжаева, Д.Амануллаевой, М.Бафоева, К.Камилова, Б.Лутфуллаева, А.Икрамова
Исследователь узбекской эстрадной музыки Д.Муллажонов отмечает связь песенного творчества с фольклором. «Примечательно, что песня «Жаннат масканим» Р.Абдуллаева на стихи М.Мирзо имеет квинтовые скачки, фригийский лад, синкопированный ритм характерный для народных песен».[5]
Плодотворно работает в области эстрадного песенного жанра, основанного на узбекском фольклоре Д.Амануллаева. В её песнях проявляется яркое мелодическое дарование, знание гармонии, преломление национальных традиций через собственную призму композитора.
В патриотических песнях «Узбекистон» на стихи Мухиддина Омона, «Сен меннинг ватаним» на стихи Хуршида Даврона проявляется богатый мир чувств современного человека. Особое место в творчестве Д.Амануллаевой занимают песни написанные для народной артистки Узбекистана Кумуш Раззаковой. «Ёмгир ёгди», «Саратоним кетди», «Мен сени хеч кимга бермайман» — являются жемчужинами узбекской эстрады.
Современные решение узбекскими авторами проблемы «композитор и фольклор» видится в возрождении глубинных основ и закономерностей национальной почвы, с привнесшим в неё того элемента фантазии, который в конечном итоге может открыть новые пути выявления сонорных, импровизационных и других свойств. Творчестве современных узбекских композиторов подтверждают жизненность и актуальность проблемы «композитор и фольклор» как до конца неизученной и требующей постоянного внимания поиска и эксперимента.
Махина АБРАРОВА
Государственная консерватория Узбекистана
Старший преподаватель кафедры истории музыки и критики
[1] Гафурбеков Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. Т, 1984, с 111.
[2] Хошимов Абдулазиз Уйгур касбий мусика анъаналари Т, 2003.
[3] Ромащук И. Дилором Сайдаминова. Национальный канон и языковое сознание.// Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки ХХ века. М, 2003, с 177.
[4] Имамов У. Произведения композиторов Узбекистана в классе по специальности виолончель. Т, 2006, с 21.
[5] Муллажонов Д. Композитор ва мусикий эстрада хусусида //Мусика ижодиёти масалалари. Маколалар туплами II Т 2002. 101 б.