Настоящий музыкант: как он получается?

Подходящий к своему завершению учебный и концертный сезон 2012-2013 гг. в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы был очень богатым на события: еще до наступления учебного года студенческие оркестры начали репетиции к гастрольным выступлениям в Москве, в Большом Зале МГК им. П.И. Чайковского, в Мариинском Театре Санкт-Петербурга, в Конгресс-Холле г. Астаны. Все концерты прошли успешно, консерваторцы гордятся достижениями своих студентов: учеников, сокурсников, коллег.

Но консерватория не только готовит концерты силами студенческих коллективов, она также инициирует уникальные большие концертно-просветительские творческие проекты, такие, как прошедший с 15 по 19 апреля фестиваль классической музыки. В прошлом сезоне прошел VI международный фортепианный конкурс, еще годом раньше ― фестиваль Современной музыки «Наурыз-21». Такие проекты имеют  просветительское значение не только для студентов, но и для горожан, казахстанцев. Концертный Зал консерватории стал популярной площадкой Алматы, где круглый год можно услышать самые разнообразные концертные программы.

дуэт Жании Аубакировой и Гезы Хосзу-Легоцки

дуэт Жании Аубакировой и Гезы Хосзу-Легоцки

Инициатором, автором и организатором этих событий и сквозных (т.е. проводящихся периодически) творческих проектов является ректор КНК им. Курмангазы, Народная артистка РК, профессор Жания Яхияевна Аубакирова.

Сейчас на телевидении очень популярны реалити-шоу, привлекающие зрителей участием известных личностей, пробующих себя в танцах, пении, лицедействе… Учеба для консерваторцев в последние годы тоже напоминает четырех- или шестилетнее действо, в котом они могут увидеть свою профессию, дело жизни, которое они выбрали, с разных сторон, испытать себя в различных ипостасях: как конкурсанта, как солиста. Или стать частичкой большого творческого организма ― оркестра, хора, ансамбля. Возможно, попробовать себя как ведущего или участвовать в подготовке концерта, как автора рецензий и репортажей с места событий.

Когда-то советское вузовское образование упрекали за слабую практическую подготовку специалистов, за акцент на теоретической базе знаний в ущерб реальным профессиональным навыкам. Консерватории удалось максимально приблизить обучение студентов, к самостоятельной жизни в искусстве после учебы. Благодаря этому они получают представление  о многих сторонах своей будущей профессиональной жизни.

О том, как консерватория смогла стать не только учебным заведением, но и одним из центров культурной жизни страны мы попросили рассказать Жанию Яхияевну.

дуэт Жания Аубакирова и Дэвид Пиа, Швейцария

дуэт Жания Аубакирова и Дэвид Пиа, Швейцария

Л.Г.: Разрешите задать Вам несколько вопросов о прошедшем фестивале классической музыки с 15-19 апреля, который произвел на всех, кто посетил хотя бы один концерт, яркое впечатление. Благодаря таким музыкальным праздникам казахстанцы ощущают свою причастность к мировой культурной жизни.

На фестивале мы увидели феерических музыкантов, совсем молодых, новых для нас, и, как стало ясно, талантливых, обладающих индивидуальностью. Особенно приятно было, что вместе с ними на равных выступают и наши казахстанские музыканты, преподаватели консерватории. Музыкальная общественность консерватории и города видела, какие это труженики: в течение дня каждый из них проводил интенсивные мастер-классы, вечером шли интереснейшие концертные программы.  Как удается Вам приглашать музыкантов такого высокого класса? 

Ж.А.: Обычно фестивалю предшествует как минимум годовая работа по его организации. Сюда входит, прежде всего, поиск достойных, интересных, оригинальных участников. Конечно, мы пока не можем приглашать самых больших звезд из-за их высоких гонораров и большой загруженности. Конечно, Вы знаете, что график суперзвезд расписан на многие годы вперед, и чтобы их пригласить, нужно иметь солидный бюджет также за несколько лет. Честно говоря, консерватория и не ставит перед собой таких задач; мы учебное заведение в первую очередь, и для нас самым важным является учебный процесс, совершенствование профессионального уровня  наших студентов. Но создать для них яркие впечатления, общение с талантливыми и выдающимися музыкантами и педагогами, дать возможность совместных выступлений на сцене – это наша задача, и мы подходим к этому максимально творчески. В помощь нам – расширяющееся информационное пространство, возможность быть в курсе самых свежих событий, знакомиться и сотрудничать с действительно феерическими музыкантами. Так же мы приглашаем артистов со специальной педагогической и просветительской позицией, чтобы наши студенты видели живые примеры эффективности и  трудоспособности наших гостей. Музыкальный народ уже довольно много знает о нашей стране, о консерватории, о нашей интересной и активной проектной деятельности – и с удовольствием принимает приглашения для участия в конкурсах, фестивалях, конференциях, программах мастер-классов.

Полина Лещенко, фортепиано и Натан Брауде, альт, Бельгия

Полина Лещенко, фортепиано и Натан Брауде, альт, Бельгия

Л.Г.: Каковы Ваши впечатления от общения с музыкантами? Сложились ли с кем-либо из них дальнейшие планы или проекты?

Ж.А.: Еще не было ни одного гостя, который не хотел бы снова приехать к нам в консерваторию. Все уезжают просто  пораженные нашей творческой  атмосферой, гостеприимством, уровнем организационной  работы, требовательной и искушенной слушательской аудиторией… Но мы всегда стоим перед  выбором: пригласить еще раз полюбившихся артистов, или познакомиться с новым ярким именем, расширяя круг наших партнеров, наших друзей. Всегда есть исключения – некоторых музыкантов хочется приглашать постоянно – настолько они прекрасны, их таланты беспредельны, музыкальная и личностная энергия – бесконечны. С каждым годом количество и качество наших гостей возрастает – и растет количество предложений о сотрудничестве, когда более инициативные   музыканты и педагоги первыми  выражают желание посетить нашу консерваторию с концертами или мастер-классами. Довольно часто мы получаем рекомендации от наших авторитетных партнеров о тех или иных специалистах.

Геза Хосзу Легоцки, скрипка и Дэвид Пиа, виолончель, швейцария

Геза Хосзу Легоцки, скрипка и Дэвид Пиа, виолончель, швейцария

Относительно дальнейших планов и проектов можно сказать, что мы сегодня  настолько самодостаточны, так как много лет целенаправленно и упорно шли к сегодняшнему состоянию дел;  знаем организационный процесс во всех деталях, поэтому не ожидаем от наших гостей  симметричного ответа. Во всем мире остро стоит и, к сожалению, увеличивается проблема  финансирования культурных мероприятий. Наши партнер скорее имиджевые,  репутационные, чем финансовые ― это  крупные музыкальные учреждения и организации: Мариинский театр, Московская и Парижская консерватории, Лондонский симфонический оркестр, продюсерская компания  IMG Artists, фестиваль Young Euro Classic и другие. В этой связи необходимо сказать, что данный проект  осуществлен при поддержке АО ФНБ «Самрук — Казына»

Валентин Урюпин, кларнет и Натан Брауде, альт

Валентин Урюпин, кларнет, Натан Брауде, альт и Сара Асабаева, фортепиано (Астана)

Л.Г.: Сейчас ярко проявилось новое поколение исполнителей классики, его представителей мы видели на прошедшем фестивале. Отличаются ли на Ваш взгляд музыканты, сформировавшиеся при СССР от совсем молодых, наших современников. Что нужно исполнителю классики сегодня, какими качествами должен обладать музыкант, кроме наличия таланта, разумеется?

Ж.А.: У молодых больше энергии, энтузиазма, они более свободны в своих проявлениях не только в сфере музыки, но и в продвижении себя, в организации оригинальных проектов, в творческой реализации. Взрослые музыканты чаще всего более строги в своей интерпретациях, академичны, в их игре – больше жизненного и личностного опыта, масштаба, мудрости. Нашим детям полезно и то, и другое. Старшее поколение менее представлено в Интернете, к сожалению. В общем, не так важен возраст, сколько талант, божий дар, хорошая исполнительская школа, способность изменяться в ногу со временем.

Л.Г.: Вы лично выступаете и как активный участник фестиваля и как его вдохновитель, организатор. Так происходит не только с этим проектом, а практически со всеми программами и проектами консерватории. Еще есть обязанности ректора консерватории, руководителя школы. Когда-то в 2001 году я спрашивала Вас, как Вам удается сочетать столько направлений работы. Вы отвечали, что только в сочетании разного находите наибольшее удовлетворение, так удается приносить наибольшую пользу людям.

В 2001 году многие  проекты консерватории только зарождались. За эти годы что-то изменилось в Вашем восприятии своей деятельности, в ведении проектов, в самой музыкальной жизни страны? Когда было легче: тогда или сейчас?

Ж.А.: Раньше в чем-то было легче. Движущей силой любого проекта является интерес и желание реализовать невозможное. В первые годы все было интересно, все в новинку. Мы пытались доказать себе, что можем это сделать. Сегодня – другая ситуация. Уже многое пройдено и уже хочется чего-то иного, необычного, не хочется повторяться. Требуются все более сильные «раздражители». Каждый раз пытаешься сделать что-то новое. Это не так легко в нашей консервативной сфере.

Л.Г.: Всех присутствовавших поразил музыкальный скетч финального гала-концерта фестиваля. Это было не только весело, но и остроумно, неожиданно, изящно исполнено. Кому принадлежит идея? Как режиссируются такие «Музыкальные шутки»?

финал Фестиваля классической музыки: скетч-попурри в исполнении студентов и Ж.Аубакировой

финал Фестиваля классической музыки: скетч-попурри в исполнении студентов и Ж.Аубакировой

У нас есть важная часть нашего творческого «моторчика» – Аня Зеленцова. Она уже который год вдохновляет пианистов на оригинальные идеи. Сначала это были студенты вместе с Гульжан Узенбаевой, в следующий раз – уже студенты с большим числом педагогов: Гульнарой Курамбаевой, Арманом Тлеубергеновым. А в этом году и меня включили, как участника музыкального скетча. Надо признаться, я большой консерватор и все время «тушила» творческий огонь, постоянно высказывая свои сомнения. Большой композиторский и юмористический  потенциал для подобных форм  проявила Гульжан Узенбаева, предлагая различные сочетания произведений и их оригинальные аранжировки. В этом номере также блистала Ботагоз Айгалкаева. И все мы, под руководством Ани, выполняли сложные для нас актерские задачи для осуществления сценария, рожденного в ее голове. Надо признаться, что в связи с плотным графиком фестиваля, занятостью зала, никак не могли толком собраться и провести репетиции этого номера.  Накануне вообще хотели отказаться от этого выступления, точнее я не хотела участвовать, потому что не получалось, не хватало актерского мастерства, как у других студентов и педагогов. Но в результате, как обычно это бывает, все сложилось и создало то самое настроение, которое и задумывалось. Было несколько импровизаций, которые получились лучше всего именно на концерте. Вообще, сегодня в мире классический, академический музыкальный народ очень хорошо двигается в сторону музыкальных шуток, импровизаций. Сфера активно демократизируется, и появляются действительно классные, энергетически и творчески позитивные решения. И я счастлива, что наши пианисты с каждым годом добавляют креатива вместе с усилением исполнительских и педагогических качеств, поднимая казахстанскую фортепианную школу. 

Лилия ГАЗИЗОВА

фото: Кэролайн  Херберт

05.06.13

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.