Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!

Театр «Астана Опера» представил на своей сцене новый балет «Бетховен. Бессмертие. Любовь» в постановке немецкого хореографа Раймондо Ребекка, который ранее уже сотрудничал с нашей балетной труппой. В свой первый приезд ему понравился наш театр, его техническое оснащение и творческие возможности, а самое главное, уровень балетной труппы, поэтому он предложил продолжить сотрудничество и осуществить для театра постановку нового балета, посвященного 250-летию Бетховена. Руководство театра с удовольствием откликнулось на предложение, которое поддержало и Министерство культуры и спорта. Таким образом, в минувшие выходные состоялась премьера, впечатлениями о которой хотелось бы поделиться.

Ребекка представил не просто двухактный авторский современный балет и не оперу-балет, а грандиозное театральное действо, в котором царила бессмертная классическая музыка, интересная хореография. Полноценными участниками премьеры стали и артисты хора, которым пришлось не только петь, но и быть активно задействованными в создании хореографических построений на сцене; четыре оперных солиста и, конечно же, оркестр, в финале поднявшийся до уровня сцены, откуда уходит в вечность Бетховен.

Естественно, основу музыкального материала балета составили сочинения самого Бетховена, но использовались и фрагменты произведений Гайдна и Моцарта, его учителей и вдохновителей. Музыкальные композиции современного композитора Дирка Хаубриха написаны специально для партии Болезни и звучали в записи, диссонируя с общей партитурой балета. При этом точно и выразительно передавали атмосферу боли и отчаяния, охватывавшие композитора при наступлении болезни, в итоге обернувшейся полной глухотой. Хореографу удалось составить из фрагментов цельную музыкальную партитуру, гармонично связанную, с переходами, в которых естественно звучали и воспринимались наиболее известные фрагменты и отдельные произведения великого композитора – «Торжественная месса», которая и открывает балет, пьесы «Лунная соната», «К Элизе» и, как апофеоз, фрагменты «Симфонии № 9».

Еще одной сложной задачей, успешно решенной автором либретто и хореографии, стало создание обобщенной театральной истории на основе истории жизни конкретного композитора.  Именно она и была донесена до зрителя с помощью пластики и музыки.

Жизнь Бетховена, как известно из истории музыкального искусства и мемуарной литературы, не была простой и счастливой. На пути к славе и бессмертию ему пришлось постоянно преодолевать трудности: сложные взаимоотношения с семьей, бедное существование, отсутствие поддержки, неприятие высшего света, трагическая любовь, болезнь… И самое ужасное, что может случиться с музыкантом – абсолютная глухота. Хореографу удалось создать драматургический каркас балета, на который нанизывались наиболее значимые события из жизни композитора, раскрывавшиеся во взаимодействии с придуманными символическими образами.

Композиционно балет начинается со сцены похорон, где присутствуют представители как высшего общества, так и простолюдины, которых «изображает» хор. Спускающиеся с колосников светящиеся шары ассоциировались с планетарностью и светом таланта великого композитора. И здесь, по замыслу хореографа, вступают главные символические фигуры балета, сопровождавшие жизнь композитора. Болезнь, любовь к музыке и вдохновение в образе Эвтерпы и Бессмертная любовь. Бетховена символизирует рояль, к которому подносят цветы, где и происходит обряд прощания.

Следующая картина «Болезнь» – одна из наиболее выразительных и запоминающихся сцен балета. Абстрактный костюм и фантастический головной убор, но при этом хорошо читаемый пластический рисунок образа, в котором хореограф пытается передать не действие, а состояние через ломаную пластику, рваные, иногда неуклюжие движения, в основном тянущиеся к земле, под синкопированную современную музыку с резонирующим акустическим ударом.

Таким предстает в балете образ Болезни, не раз появляющийся на протяжении всего спектакля рядом с Бетховеным, создавая атмосферу безысходности и отчаяния. Партия Болезни в исполнении Олжаса Маханбеталиева (в первый премьерный день) и Серика Накыспекова (во второй) удивили глубоким проникновением в замысел хореографа создать состояние, а не конкретный образ. Удивительно пластичные, гибкие, с выразительной графичностью в движениях, оба танцовщика талантливо воплотили этот символический персонаж балета.

Многозначность и многослойность драматургического развития и образов балета, переданных через хореографическую пластику и рисунок, можно было наблюдать и в картине «Юный Людвиг». Картина рисует процесс обучения Бетховена музыке. Зритель видит строгого, временами жестокого отца, добрую мать, которая пыталась его оберегать, и двух младших братьев. Хореограф создает на сцене как бы три уровня действия: в глубине, в тени семья, в центре Бетховен за инструментом с отцом и на переднем плане с двух сторон образы Эвтерпы и Болезни, которых видят только зрители.

На протяжении всей сцены эти образы, словно пытаясь разорвать, тянут Бетховена в разные стороны. Временами композитора одолевает Болезнь, которая забирается на спину, далее – на шею, заглядывает в решетки окон. Когда царит вдохновение, мы слышим знаменитую пьесу «К Элизе», видим высокие прыжки, красивые поддержки. Образ Эвтерпы в премьерных спектаклях танцевали Асель Шайкенова и Гаухар Усина, два зрелых мастера нашей балетной труппы. Балерины с яркими данными, умеющие придавать собственную огранку даже самым заурядным балетным образам. К сожалению, как-то проявить актерское мастерство в этом образе балеринам не удалось, но так было задумано хореографом.

Абстрактный символический образ, видимый только зрителям и ощущаемый Бетховеном, будто бы ведет композитора по жизни на протяжении всего спектакля. И, когда он оказывается перед выбором между Бессмертной Любовью и Эвтерпой, избранная им Муза музыки воспринимается как единственно правильное решение талантливого человека, обуреваемого жизненными страданиями и страшной болезнью. Партия Эвтерпы насыщена неоклассической техникой, сложными поддержками. Обе балерины продемонстрировали успешное владение непростой техникой и интересными подходами к давно знакомым элементам классического танца.

Без единой пантомимы, только лишь посредством выразительной пластики хореограф раскрывает взаимоотношения Бетховена с родителями. Нежный дуэт с матерью, где поющие руки и красивые поддержки внезапно прерываются вмешательством отца, которого хореограф, напротив, наделяет резкими движениями и сложными бросками: в дуэтах он бросает жену и сына в разные стороны, не давая им возможности проявлять какие-либо чувства.

Многозначность художественного замысла в прочтении жизни великого композитора и его окружения хореограф продемонстрировал и в картине «Венский бал». С момента открытия занавеса зритель погружается в мир балов   венской аристократии. Уходящие в глубь мраморно-белые падуги, хрустальные люстры, прозрачный рояль, стеклянные столик и стулья создают иллюзию блестящего общества, где все призрачно, притворство и обман. Зритель понимает это по костюмам и маскам, в которые художником одеты представители аристократии. Затянутые белоснежные корсеты, золотистые маски на пол лица, воздушные шары, летящая тюль – все подчеркивает непостоянство, неестественность и пресыщенность высшего света.   Хореограф добавляет в их танец выразительную пантомиму, гримасы, элементы эстрадного танца с вихляниями бедер и даже голосовые звуки.

Бетховена хорошо принимают в светском обществе, восторгаются его талантом, но ему одиноко и неуютно среди них. Он стремится к творческому самовыражению и, как каждый мужчина, жаждет любви женщины. По замыслу хореографа, именно в этот момент в его жизнь входит женщина в образе Бесконечной Любви. Бетховен исполняет свое новое сочинение –знаменитую «Лунную сонату», и в танец с ним вступает Любовь.  Его, Гайдна и Моцарта, знаковых композиторов той эпохи, охватывает Вдохновение. Великие композиторы вступают в танец, выходя из рамок портретов, размещенных на сцене.

Развязкой балета, на мой взгляд, является начало второго акта, когда Бетховену предстоит выбор между Любовью и служением искусству. Дуэт с Любовью построен как красивое адажио с высокими поддержками, летящими позами, гармонично вытекающими движениями, с красивыми связками и непрерывным легато как в музыке, так и в пластике.

В первом составе партию Бесконечной любви воплотила ведущая солистка труппы Айгерим Бекетаева. В ее исполнении символический образ наполнился смыслом и высокой одухотворенностью. Хореограф построил ее партию на элементах классического танца. Удлиненные линии тела, певучие руки, протяжные вынимания ног и невероятные дуэтные поддержки – все то, чем Бекетаева очаровывает зрителей всегда, переливалось всеми гранями в ее виртуозном и красивом дуэте с Бетховеном.

Затем в дуэт вступает Эвтерпа. В хореографическом трио Бетховен мечется между ними, разрываясь между любовной страстью и преклонением вечной музыке. Он выбирает искусство и следующее за ним одиночество. Понятный художественный подтекст балета живописно раскрывается через многозначную метафоричную сценографию и не менее выразительную пластическую речь талантливого хореографа Ребекка.

В первом составе талантливым интерпретатором изысканной хореографии Ребекка стал премьер балетной труппы Бахтияр Адамжан. Его Бетховен воспринимается как зрелая личность, неистовый в искусстве, но ранимый и, порой, беззащитный в жизни. Танцовщик крупными мазками рисует образ композитора, демонстрируя своим танцем, как его героя раздирают сомнения в жизненном выборе и предназначении, как страдания и болезни одолевают его человеческую сущность и плоть. Блестящая техника и головокружительные вращения любимого всеми солиста театра в этой партии отходят на второй план. Безупречная техника и выразительная пластика лишь дополняют образ неистового художника, подарившего миру бессмертную музыку.

Во втором составе в партии Бетховена дебютировал молодой солист Далер Запаров, который успешно освоил хореографический язык Ребекка и продемонстрировал высокий профессиональный потенциал, хорошую технику. В его трактовке композитор воспринимается более легким, импульсивным, но при этом не менее трагичным. Вероятно, не только мне не хватило в его исполнении масштабности в обрисовке образа великого композитора, что, впрочем, можно объяснить молодостью танцовщика и отсутствием жизненного опыта.

Балет завершается картиной, которую хореограф назвал «Симфония № 9». В его интерпретации это сочинение Бетховен адресовал нам, будущим потомкам, как памятник стойкости человеческого духа. Вся сцена решена в белом торжественном цвете. Хор исполняет оду «К радости». Кордебалет из 20 пар с четырьмя солирующими парами в центре рисуют танец, сотканный из красивейших узоров, где движения как бы пересекаются, затем так же быстро изменяют свое направление и темп, все настолько связано между собой. Несмотря на большое количество исполнителей на сцене, хореографу удается создать множество разнообразных пластических линий, волн и кругов. На последних аккордах музыки Бетховен, пересекая сцену, встает около рояля и поднимается над всеми. Грандиозный вокально-хореографический апофеоз во славу композитора завершается на высокой ноте.

При первом просмотре спектакль показался не совсем цельным. Последние две картины оставляли ощущение отдельных частей, когда драматургическая и хореографическая линии закончились, а сам балет – нет… Не доставало определенной связки между ними.

Повторно посмотрев балет, проникаешься замыслом хореографа отдать должное стойкости и оптимизму Бетховена, величию и бессмертию его таланта для людей ХХI века. Именно последняя картина сделала это, замкнув балет в единое целое.

Сценография и концепция светового дизайна балета Йоко Сеяма концептуально идейна замыслу хореографа. В некоторых моментах кажется, что само драматургическое действие и хореография исходят из замысла художника-постановщика. В балете использованы самые современные ноу-хау театральной сценографии, многозначные символы, говорящая атрибутика и реквизиты.  Не менее впечатляющи и костюмы, разработанные художником Росой Ана Чанза, которой удалось найти интересные детали и передать свое видение символических образов балета Болезни, Бесконечной Любви и Эвтерпы. На мой взгляд, сценография балета заслуживает отдельного анализа, настолько она получилась многозначной и интересной, что вместить это в газетную рецензию не представляется возможным.

Балетный спектакль с участием оркестра, хора, оперных солистов, сложная сценография, большие массовые сцены потребовали слаженной и напряженной работы всех организационных и творческих структур театра. Проделана огромная работа, имеющая для театра и балетной труппы большое значение.

В репертуаре «Астана Опера» появился авторский балет, поставленный специально с учетом исполнительского потенциала балетной труппы и творческих возможностей всего творческого коллектива театра. Как известно, в собственных работах театра есть два больших плюса. Первое, хореографы раскрываются и фонтанируют новыми идеями в процессе работы с исполнителями. Второе, индивидуальность артиста проявляется в соавторстве с хореографом. Именно такие работы отличаются индивидуальностью и неординарными творческими открытиями. В чем мы и убедились в новом грандиозном проекте театра «Астана Опера».

Призыв Бетховена: «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» воспринимался актуально не только на премьере, но и, как никогда, звучал своевременно для всех и каждого из нас.

Гульнар ЖУМАСЕИТОВА,
балетный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.