Тайны камерной музыки (о I Фестивале камерной музыки)

Были ли у Вас такие моменты, когда внезапно оброненная прохожим фраза из книги или фильма, заставляет проснуться, оживиться и направляет течение мысли по новому руслу? Похожий эффект произвели на меня афиши концертов прошедшего в апреле I Фестиваля камерной музыки в КНК им. Курмангазы, которые, несомненно, для многих стали неожиданной радостью и заинтриговали своим содержанием. Дело в том, что давно в музыкальной жизни Алматы не было событий такого жанрового разнообразия в рамках фестивального формата. На протяжении недели пытливый слушатель мог насладиться шедеврами камерного искусства от вокальной музыки до инструментальных ансамблей в абсолютно разных составах. Предложенная ансамблистами концертная программа, впечатляла выбором произведений.

Я хочу поделиться своими впечатлениями о Гала-концерте фестиваля как яркой компиляции всей фестивальной недели. Хороши были все коллеги по музыкальному цеху, прекрасно выступали самые авторитетные исполнители в области камерной музыки нашего города, но мне бы хотелось рассказать о двух ансамблях.

Безусловным фейерверком и открытием фестиваля было выступление ансамбля барочной музыки, идейным вдохновителем и организатором которого является Д. Курманалинова. Она смогла собрать прекрасный исполнительский ансамбль единомышленников и донести до нас этот праздник музыки эпохи Барокко. Исполнение музыки этого периода усложняется и временным расстоянием (вряд ли в современном мире кто-то точно может представить, какой была музыка в XVII веке), и необычайно трудной задачей передачи идеи художника, заложенной в звуках. Вот в чём, по моему мнению, лежит наибольшая трудность исполнительства: люди сегодня привыкли к более острой, быстрой и красочной жизни. Главные черты всего, что нас окружает – зрелищность, театральность, способность привлекать внимание. Кроме того, современный человек заранее «нагружен» опытом предыдущих поколений: классиков, романтиков, импрессионистов, авангардистов… И, как ни старайся, эти слуховые впечатления нельзя оставить на полочке и вернуться к мышлению музыканта XVII века. Тонкость в восприятии ушла, поэтому многое из старинной музыки кажется нам одинаковым, а во времена создания, наоборот, было ярко, контрастно, свежо, интересно. И вот эту проблему с блеском решила команда замечательных музыкантов: О. Калько, А. Тхай, Е. Амреев и других, подаривших всем яркое выступление. Они сделали понятным и интересным прочтение знаков классической музыки. Помимо высокопрофессионального исполнения, на концерте царила восторженная радость совместного музицирования. И её не могли не разделить слушатели, собравшиеся в зале.

Е.Тимошенко

Автор: Е.Тимошенко, преподаватель РССМШИ им. К. Байсеитовой

Ещё одним открытием для меня стал дуэт М. Омирбековой и М. Нарбекова. Хотя сегодня тембровым сочетанием виолончели и фортепиано никого не удивишь, тем не менее, для композиторов поры романтизма было непростой задачей найти такие фактурные и регистровые «точки соприкосновения» этих двух по отдельности ярких инструментов, чтобы они не перекрывали друг друга. И музыкантам нужно обладать вдвойне обострённым ансамблевым чувством, чтобы не допустить тембрального или динамического «загораживания». Это удалось в полной мере молодому яркому дуэту. Подчинив решению сугубо художественно — выразительных задач, творческий тандем мастерски воплотил и богатство эмоционального мира, и передал все тонкости диалогического общения в третьей части сонаты Рахманинова ор. 19.

Действительно, длительно переживаемое ощущение праздника и феерии – вот истинное «послевкусие» концертов такого уровня. Здесь просыпается вдохновение и сказка, здесь зарождается непроговорённая тайна, здесь впечатление расширяет границы сознания. Огромное спасибо за этот праздник, которого ждали, организатору фестиваля С.М. Медеубаевой и кафедре ансамблевого искусства!

Е.В. ТИМОШЕНКО
преподаватель РССМШИ им. К. Байсеитовой

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.