К предстоящему 20-летнему юбилею Астаны Симфонический оркестр Государственной академической филармонии акимата города Астаны дарит концерт «Астанаға арнау». Вечер состоится 19 апреля в концертном зале «Астана» в 19.30. Одной из солисток концерта выступит Каламкас Жумабаева (скрипка), Лауреат премии Фонда Первого Президента Елбасы за высокие достижения в области культуры и искусства Республики Казахстан. Артистка поделилась о том, как складывался творческий путь, какие важные знания она вынесла из общения с великими дирижерами и что ждет зрителя на концерте «Астанаға арнау».
– Расскажите, пожалуйста, о своих учителях.
– Моим первым учителем в Республиканской средней специализированной музыкальной школе-интернате для одаренных детей им. Куляш Байсеитовой была Светлана Алиакпаровна Абдусадыкова, Отличник народного образования Республики Казахстан. Все 11 лет я проучилась у нее и могу сказать, что она дала мне очень многое. Светлана Алиакпаровна приучила меня дисциплине, научила культуре занятий, ответственности. И эту ответственность к своему делу я переняла от своего первого Учителя.
После окончания школы я поступила в класс Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в класс Народной артистки Республики Казахстан Гаухар Курманбековны Мурзабековой. Ее я считаю основоположником своего творческого развития, потому что, помимо обучения в консерватории, я сразу же начала играть в созданном Гаухар Курманбековной Государственном ансамбле классической музыки «Камерата Казахстана» – коллективе, который на сегодняшний день уже отметил свое 20-летие. В этом ансамбле я начала учиться камерному музицированию на практике: как нужно контактировать с музыкантами, как выступать на сцене в совместных концертах. Именно камерное музицирование всегда дает большее развитие для музыканта: здесь совсем другие принципы игры, отличные от сольного исполнения. Горжусь тем, что из 20-ти лет существования коллектива 11 я проработала концертмейстером именно в «Камерате Казахстана». Вы знаете, что концертмейстер несет ответственность за свою группу и должен играть лучше всех, чтобы научить и других музыкантов. И мой профессионализм был обусловлен также работой в этом прославленном ансамбле.
– Вы являетесь лауреатом многих международных конкурсов, в числе которых Международный конкурс им. М. Стрихаржа и Б. Вайкля, Международный конкурс «Евразия». Каково ваше отношение к музыкальным состязаниям?
– С конкурсами у меня сложилась не очень большая история, хотя я, как вы верно отметили, становилась неоднократно лауреатом международных и республиканских конкурсов и мне есть, чем гордиться. Для себя я решила, что конкурс – это своего рода спорт, который требует колоссальной энергии, нервного напряжения. Но впоследствии эти достижения мне прибавляли силы и веры в себя.
Первые победы на конкурсах появились еще в школе, хотя им я удивлялась. Дело в том, что Светлана Алиакпаровна была очень требовательна ко мне даже тогда, когда хвалила. Она говорила: «Ты молодец, но…». И озвучивала большой список того, над чем мне еще нуно было работать. Тем не менее мой педагог всегда следила за тем, чтобы я, учащаяся школы, принимала участие в концертах совместно с симфоническим или камерным оркестрами. Так я приобретала бесценный опыт выступления на большой сцене.
– Вернемся к вашей работе с профессиональными коллективами. Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан стал следующим важным шагом в вашей творческой биографии…
– Да. И в этом коллективе от меня потребоавалась иная специфика ансамблевого исполнительства, ведь это был уже не камерный ансамбль, а большой симфонический оркестр, совсем другая музыка и иные инструменты. Следующей ступенью стала работа концертмейстером уже в симфонический оркестр театра «Астана Опера» и здесь меня ждала совершенно другая специфика. Я рада, что в моей жизни был опыт работы с профессиональными коллективами самых разных составов – трех разных, но ведущих коллективов Казахстана.
– Что для Вас значит высокое звание Лауреата премии Фонда Первого Президента Елбасы?
– Это большое счастье и большая отвественность одновременно. Я отправила в фонд свое исполнение фрагментов из скрипичного концерта в балете «Карагоз» Газизы Жубановой в 2014 году (как вы знаете, в постановке прозвучала не только балетная музыка композитора, но и другие сочинения). С этого момента у меня началась огромная любовь к казахской музыке.
– В 2016–2017 годах по приглашению Валерия Гергиева вы работали артистом Большого симфонического оркестра Мариинского театра. Какой опыт Вы вынесли?
– Еще большую любовь к Музыке: музыканты этого оркестра во главе с харизматичным, талантливым и невероятно сильной личностью Валерием Гергиевым (таких в мире уникальных людей очень мало!) очень трепетно относятся к замыслу композиторов. Валерий Гергиев всегда говорил нам, артистам оркестра, что очень важен звук, его качество, и все эти репетиции оставили в моей душе неизгладимое впечатления. По сегодняшний день я пользуюсь советами Маэстро. Хочу добавить, что в этом коллективе работают лучшие музыканты, относящиеся с большой любовью к своему делу.
Репертуар оркестра также потрясает: имеются все сочинения Петра Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и так далее. Суперпрофессионалы коллектива играют почти все, что когда-либо было написано и почти наизусть. Я – музыкальный патриот: мне хотелось бы, чтобы и вся наша богатейшая казахская музыка находилась не только в пыльных архивах, а была доступна всем профессиональным коллективам без исключения. Поэтому считаю очень важным то, что есть такая программа: «Рухани Жаңғыру», которая была внедрена Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым с целью сохранения, развития и популяризации историко-культурного наследия.
– И поэтому программа концерта с Вашим участием включает интересные сочинения казахстанских композиторов…
– Да. Я буду исполнять Концерт для скрипки с оркестром молодого композитора, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Шырын Базаркуловой, «Allegro» Алиби Мамбетова, Сюиту из балета «Вечный огонь» Серика Еркимбекова, а также переложения некоторых сочинений для скрипки и симфонического оркестра («Мелодию» Газизы Жубановой в переложении Алиби Мамбетова, Скерцо Кенеса Дуйсекеева – в переложении автора, «Сарыарку» Курмангазы – Гульжан Узенбаевой). Совместно с Александром Тараскиным и Данияром Есимхановым я исполню Концерте Тлеса Кажгалиева.
Я надеюсь, что музыка казахстанских композиторов будет звучать не только 19 апреля, но и на последующих. Эта музыка более понятна нашему зрителю, так как все мы выросли на национальном фолькоре.
Дина МОСИЕНКО