Базаргали Ажиевич Жаманбаев — один из ведущих дирижеров Казахстана, гордость музыкальной культуры, казахской нации, создатель отечественной хоровой школы пения и дирижирования. Сочетая ответственный и профессиональный подход в своей работе, исключительно человеческую теплоту и искренность в отношениях с коллегами и учениками, он всегда остается на высоком творческом, научном и педагогическом уровне.
Когда-то Роза Багланова во время своих очередных гастролей, заметив талантливого юношу с абсолютным слухом, привезла в Алма-Ату. Так юный Базаргали попадает в музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой, ставшей кузницей талантливых музыкантов. Затем блестящий творческий путь: Санкт-Петербургская консерватория, класс профессора А.Березина, работа в КНК имени Курмангазы, первое выступление с замечательным органистом В. Тебенихиным в Магнификате Вивальди в Большом зале консерватории, заставившее столичных критиков, театральных деятелей заговорить о появлении в театральном мире талантливого музыканта; стажировка, как оперного дирижера, в Софийском оперном театре под руководством А. Найденова; Государственный театр оперы и балета имени Абая. Более 50-ти оперных постановок в театре, гастроли в качестве дирижера во многих столицах мира: в оперных театрах Болгарии, Румынии, Германии, Китая, Турции, Кореи. Пиком его творчества было выступление в Москве в Большом театре. И, как следствие: Народный артист Республики Казахстан, Заслуженный деятель искусств, профессор, талантливый музыкант, замечательный педагог.
В жизни каждого человека есть люди, которых мы называем судьбоносными. Для меня такими личностями были Базаргали Ажиевич Жаманбаев и Газиза Ахметовна Жубанова. О них я могу говорить с чувством восхищения и уважения, они были и остаются моими путеводителями, оказавшими большое влияние на определение приоритетов на жизненном, педагогическом и научном пути. Дом Газизы Ахметовны всегда был наполнен музыкой, книгами, интересными людьми. Будучи незаурядным человеком, Газиза Жубанова могла позвонить Базаргали Ажиевичу в 3 часа ночи и пропеть своим композиторским голосом только что написанное, затем шли жаркие обсуждения до 5-6 утра. Прекрасное было время, комната уставленная книгами, партитурами, рояль в углу, особая творческая атмосфера… Совместная творческая работа требовала глубокого взаимопонимания, деликатности, чуткости, творческого поиска, трепетного отношения, уважение, любовь и почтение друг другу поражали, объединяла их безграничная любовь к музыке.
Для меня Базаргали Ажиевич всегда остается рафинированным эстетом с безупречным вкусом, с тонкими изысканными манерами, яркой колоритной фигурой, компетентным и мудрым педагогом, красивым, элегантным рыцарем, поражающим всеобъемлющей эрудицией, тонким академизмом, педантичностью, сочетающимся с мощнейшим артистическим темпераментом, с большой и светлой душой. Для профессора Жаманбаева характерны четкость профессиональной организации, творческое нетерпение, умение чувствовать музыкальное наитие, и бережное отношение к традициям.
Работа в оперном театре требовала абота в ГОТОБЕколоссальной воли, сумасшедшей самоотдачи, которая всегда ошеломляла, об этом говорят его многочисленнее заметки на клавирных страницах, динамических оттенках, штрихах, тонко передающих красоту музыки, неординарность мышления. Решительный дирижерский почерк узнавался в акцентировке, в смелых контрастах, интенсивности звучания, чуткости и скрупулезности выстраивания огромного оперного полотна, в необыкновенной музыкальной эрудиции, интеллектуальном потенциале. Неприятие приблизительности, небрежности, профессиональный взгляд дирижера требовал от музыкантов безупречности, искренности, строгой страстности. Прекрасно зная синтетический профиль оперного искусства, дирижер заставлял музыкантов держать высокую планку исполнительского мастерства. Высокий дар, сила темперамента, гармонично сочетались с мудрым расчетом, пиетета к музыкальной мысли композитора, представляя редкий сплав масштабного замысла с отточенной отделкой деталей.
Способный, как мало кто, зачаровывать зал, Базаргали Ажиевич как всегда: покоряющее элегантен, аристократичен, увлекая сдержанным и вместе с тем взрывным темпераментом, он есть олицетворение музыкального образа, его волшебные руки тождественны вибрациям музыки. Наблюдать маэстро на репетициях стоит иного концерта, здесь присутствует все: легкость, быстрота реакции и юмор, точно и вовремя сказанная фраза может стоить целого часа мучительного труда, дар пластики в сочетании с «говорящими» руками, всегда давали поразительные результаты.
Сидя в зале на очередной премьере, я помню свои ощущения сильнейшей творческой энергии, яркости, ясности, мощи. Дирижерское полновластие чудесно сочетались у Жаманбаева с необыкновенной скромностью, человечностью, а его творческая манера была воплощением целеустремленной энергии к вершинам коллективного мастерства, отличающаяся экспрессией, силой эмоционального воздействия высочайшего драматизма и тончайшего умиротворения.
Черты характера, живость ума, обаятельность помогают в работе с молодыми музыкантами — почти сорок лет профессор ведет в КНК имени Курмангазы дирижерский класс, сольное пение, мастер классы, участвует в жюри во многих конкурсах. Большим престижем в студенческой сфере считается обучение в классе Жаманбаева. Базаргали Ажиевич харизматичный педагог, вызывающий восхищение и обожание, его уроки отличаются особой привлекательностью, просветительством, воспитывают в учениках чувство вкуса, стремление к совершенству, прививая любовь к прекрасному и вечному.
Зажигая своей неповторимой энергетикой, педагог покоряет своих учеников эрудицией, креативным профессионализмом, дающим простор: музыкальному воображению, свободному восприятию творческой мысли, — отсюда естественность, точность передачи музыкальной идеи, умение мыслить музыкой, найти свой собственный подход к исполняемому произведению, видение самой сути, являющиеся началом их большого и нелегкого пути.
Требовательный педагог не устает акцентировать внимание своих учеников на том, что владение всем спектром дирижерской техники, усиления внешних эффектов требуют внутренней глубины, вкуса, такта, чувства меры; расширения горизонтов; умения чувствовать музыкальные стили, особенности полифонической фактуры, выразительности фразировки, в сочетании с одухотворенностью, свежестью колоритного звучания; синтеза художественных идей автора с индивидуальным выражением; умение совмещать многие характеры в единое целое. Выбранная профессия, по мнению дирижера, должна стать образом жизни Человека Высокой Культуры, а стремление к Прекрасному — стать нормой жизни, дающие возможность наиболее полно выразить себя, стать внутренней потребностью. Маэстро считает, музыка – это гармония, высокое состояние, которое для его воспитанников должна быть целью устремлений, настраиваясь в созвучии с ней, они будут способны присоединятся к новой форме существования, к новым вибрациям, энергиям, открывающим широкую дорогу к достижениям, озарению, успеху.
С именем Базаргали Ажиевича связаны значительные вехи в истории оперно-хорового искусства и казахского национального жанра. Его мастер-классы с виртуозной, педагогической «драматургией» показа различных аспектов учебного процесса в классе по специальности получили широкий общественный резонанс в среде хоровиков и высокую оценку коллег. Бесконечно влюбленный в свое дело, профессор умеет раскрывать и растить таланты, вселять веру в себя, многим из них он помог выйти на большую дорогу искусства. О плодотворной педагогической деятельности профессора Жаманбаева говорит высокий уровень его выпускников: Заслуженная артистка РК, профессор Л. Айдарбекова, заслуженный деятель РК С. Байтереков, Народный артист республики М.Ахмадиев, доцент Киевской консерватории А. Торыбаев, профессор, доктор искусствоведческих наук В. Городбин и мн. другие.
Масштаб личности Жаманбаева – человека высокой культуры и подлинного профессионализма, не вмещается в заданные параметры статьи. Систематизация и изучение творческого пути Базаргали Ажиевича еще впереди и требуют серьезного подхода, большой подготовительной работы, для осознания, постижения, актуализации и развития его планов, идей, творчества, музыкальных замыслов многогранной деятельности.
С Базарагали Ажиевичем всегда интересно, общаться с ним — огромное удовольствие, с какой теплотой и любовью он говорит о людях, с которыми ему посчастливилось работать. За несколько часов беседы воссоздается целая эпоха, галерея неповторимых и незабываемых образов. Спасибо что Вы есть, за радость встречи на жизненном пути, пусть яркими впечатлениями будет полна Ваша жизнь, и каждый день приносит приятные теплые встречи, а Ваша работа открывается новыми интересными гранями, здоровья Вам, бесконечного вдохновения, много солнца, света, красоты и радости в благородном служении Музыке!
Светлана ДЖАНСЕИТОВА