студентом КНК им. Курмангазы в г. Алматы, Казахстан
Добрый день! Сегодня мы познакомимся с композитором, лауреатом XIII Республиканской предметной олимпиады среди студентов ВУЗов РК (2021 год, город Алматы), занявшим 2 место, и Первого Республиканского конкурса композиторов имени Кенеса Дуйсекеева (2021 год, город Астана), получившим Гран-при, студентом 3 к. кафедры композиции Даниилом Шин (класс Д. Б. Бержапракова). Многих, в том числе нас, музыковедов, студентов консерватории интересует Новая музыка, которая только появляется. Но о вас, как новом молодом композиторе, известно крайне мало. Не могли бы Вы рассказать немного о себе?
– Всем здравствуйте! Благодарю за приглашение! Я вырос в казахской семье, в Жамбылской области. Мои родители: мама – врач, отец – индивидуальный предприниматель. Меня привела в искусство любовь к музыке, которая проявлялась с детства. Я любил петь и играть на домбре. Получил музыкальное образование в Алматинском музыкальном колледже имени Петра Ильича Чайковского, по специализации «народное пение». До колледжа у меня не было музыкального образования. Спустя годы учебы в колледже стал интересоваться академической музыкой и начал изучать оперные и инструментально-симфонические произведения великих композиторов, таких как Д. Верди, Г. Малер, Я. Сибелиус, П. Чайковский, Д. Шостакович. Этот интерес нарастал, и я решил стать композитором. Жил я в общежитии, в кругу инструменталистов, изучал их произведения, возможности их инструментов. Меня не только интересовала музыка. Я также интересуюсь и живописью, и поэзией. Это все повлияло на меня и научило смотреть на мир с разных сторон. Так укреплялось желание стать композитором. За годы учебы, на последних курсах стал сочинять. Затем эти сочинения я продемонстрировал на вступительных экзаменах в КНК им. Курмангазы. Вот так начался мой композиторский путь.
– Что является импульсом для создания музыки?
– Импульсом для создания в первую очередь для меня является намерение. Чтобы что-нибудь сделать, создать, сотворить, я обдумываю и провожу через свою призму видения. После намерения возникает мысль и желание. Исходя из этого процесса начинаю двигаться не потому, что «надо», а потому, что «хочу». Мысль – это энергия, а энергия – это действие и сила.
– Какие музыканты и композиторы вдохновили и повлияли на Вас и Ваши работы?
– В первую очередь хочу отметить И. С. Баха, значимого и актуального всегда и во все времена; затем Ф. Шуберт, А. Брукнер, Г. Малер, А. Дворжак, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Лядов, Д. Шостакович и П. Хиндемит. Из казахстанских композиторов – это Газиза Ахметовна Жубанова.
– На сегодняшний день мне известно, что у Вас есть «Скерцо для трубы», фортепианная соната до минор ор. 1, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано под названием «Муза». Какое произведение, на Ваш взгляд, наиболее удачное? Нам хотелось бы его услышать.
– Наиболее удачным вышло Трио. Во-первых, это был заказ. Во-вторых, мне посчастливилось поработать с сюжетной драматургией, то есть написать музыку по сюжету. Одна меценатка хотела снять клип, на определенный сюжет, а сюжет таков: «Эта история происходит в оперном театре. Три друга музыканта влюбляются в балерину. Все трое признаются ей в любви, но не знают, что влюблены в одну и ту же девушку. Балерина ставит им условие: она хочет чтобы каждый из них сыграл свое любимое произведение. И они играют мою «Музу»».
– Не могли бы Вы продемонстрировать нам данное произведение?
(Прослушивание музыкального произведения Трио для скрипки, виолончели и фортепиано под названием «Муза»)
– Этот заказ в дальнейшем состоялся?
– К сожалению, пока что нет, но есть надежда на реализацию данного проекта, все еще впереди.
– Тем самым можно сказать, что не только в советское время композиторы получали заказы. Скажите, пожалуйста, есть ли изменение в этой сфере в нынешних реалиях?
– От министерства Культуры или от Союза Композиторов, к сожалению, я не получал предложений, но в сентябре месяце поступил заказ от оркестра MENOMOSSO, который исполняет саундтреки голивудских фильмов. Задача была сделать 5 партитур к двум фильмам, обработки произведений, которые им были очень необходимы.
Я должен сказать, что о заказах я узнаю от учителей, и, в частности, от моего педагога по специальности, который делится своими интересными проектами, или через друзей в консерватории. Это работает как «сарафанное радио».
– Есть ли deadline, ограничены ли Вы в сроках?
– Даются разные сроки. Например, обработка на произведение за неделю.
– Самое короткое время на создание произведения?
–Наверное, за 3 часа. Мне позвонили в час ночи. Это была знакомая вокалистка, которая на тот момент закончила КНК им. Курмангазы. Она участвовала в конкурсе и попросила о помощи: срочно написать ей музыку.
– Из композиторской практики мы знаем, что М. Глинка, М. Балакирев, А. Бородин, Е. Брусиловский, А. Жубанов, М. Тулебаев, С. Мухамеджанов использовали цитаты народных песен, танцев в своих произведениях. У вас встречаются музыкальные цитаты?
– Да! У меня есть цикл хоровых обработок под названием «Әміре». В этом цикле я использовал 3 песни, которые пел знаменитый Әміре Кашаеубаев в Париже, на ЭКСПО 1925 году. Это такие произведения, как «Балхадиша», «Ағашаяқ» и «Дударай». «Балхадишу» я сделал в латино, «Ағашаяқ» – в джазовом стиле, «Дударай» – в хорально-песенном стиле. В данный момент работаю над обработкой на тему «Исаның желдірмесі» Исы Байзакова. В будущем это будет представлено уже в виде клавира.
– Не могли бы Вы продемонстрировать нам?
– С удовольствием! Сейчас по специальности я работаю над симфоническим произведением. Пишу симфонические миниатюры. Хотелось бы исполнить первую картину.
– Из композиторской практики мы знаем, что Густав Малер создавал музыку, гуляя на природе, Рихард Вагнер — за столом, сочинял основные лейттемы и лейтмотивы, Жорж Бизе — в голове, в уме, и потому многие его произведения так и остались неизвестными, а Клод Дебюсси, работая над симфоническими эскизами «Море», раскидывая звуки волн в партитуру. А как сочиняете музыку Вы?
– Мне просто нужен покой в сознании и крепкий сон. Затем отдохнувши со свежей головой приступаю к сочинению за инструментом или за столом.
Ответы Даниила, а главное – музыка, отличающаяся ярким мелодизмом, романтичностью тонуса и юношеской искренностью, с которой музыковеды четвертого курса впервые познакомились, настолько понравились, что посыпались живые комментарии «Вы вдохнули в нас надежду, что развитие академической музыки не стоит на месте» и буквально гроздь следующих вопросов:
– Жанузакова Таисья: Вы попали к молодому педагогу, который только начинает свою карьеру. Можете сказать свое отношение о Вашем наставнике?
– Я очень благодарю судьбу, что попал в класс по специализации «композиция» у Данияра Багдатовича Бержапракова. Он – талантливый композитор, человек-душа, очень энергичный, довольно эмоциональный, выкладывается на 100 процентов. У него нет любимчиков. Всем все дает одинаково. И хочу отметить, что несмотря на то, что ему 32 года, он очень умный и эрудированный человек. Может поддержать разные темы, не относящиеся к музыке.
– Мыржусупова Ревекка: Вы говорили, что закончили отделение народного пения. Вы продолжаете заниматься в этой сфере?
– К сожалению, пока что я отложил это дело, но в будущем есть задумки. Больше мне хотелось развить классическую сторону.
– Мыржусупова Ревекка: Как композитор Вы используете народное пение?
– Да, есть несколько произведения. Интерес на народную музыку просыпается у меня только сейчас, обучаясь на 3 курсе консерватории, но все впереди.
– Кадырова Жадыра: Даниил, есть ли у Вас в планах в будущем обратиться к жанрам, таким как опера, балет?
–Да! Я бы хотел писать оперы. За 30 лет Независимости написано мало казахских опер и поэтому, в будущем, хотелось бы попробывать себя в данном жанре.
– Хуторова Вера: В наше время кто-нибудь из композиторов пишет аранжировки для вокальных ансамблей?
–Бывают заказы. Я, например, писал музыку для хора.
– Хуторова Вера: Какие особенности необходимо учитывать при данном заказе?
– На своем опыте могу сказать, что выполнял заказ, где мне нужно было сделать вокальную обработку для 3 голосов (сопрано, альта и тенора). Вообще это было для 4-х голосов, но необходимо было убрать басовый голос и писать в определенном жанре, который определяет именно заказчик.
– Кадырова Жадыра: Давайте представим ситуацию: «я обычный человек, не музыкант. Как я могу узнать о Вашей музыке? Где могу услышать? Как с ней можно познакомиться?», то есть обычная масса о Вас не знает. Как Вы будете продвигать свое творчество?
–Во-первых, можно выйти на радио, телевидение, хороших исполнителей. Также в наше время социальные сети решают все. Это больше работа менеджера, продюсера.
– Спасибо за интересную беседу! Хочется пожелать Вам творческого вдохновения и достойных исполнителей Вашей музыки, и в дальнейшем успешной карьеры.
Юлия СИТНИКОВА, студентка 4 курса кафедры «Музыковедения»
(руководитель Тамара Джумалиева)