«Есть два взгляда на будущее. Один — с опаской, другой — с предвкушением» (Интервью с молодым композитором Айғаным Төле)

Приветствую всех! Сегодня у нас в гостях Айганым Толе — композитор, студентка четвертого курса нашей консерватории. Айганым является лауреатом VI Международного конкурса фортепианной подготовки Eurasia Piano Forum (Нур-Султан, 2021). Она принимала участие в XIII Республиканской предметной олимпиаде среди вузов Республики Казахстан по специальности “Композиция” (Алматы 2021), где она выиграла в номинации “Оригинальное сочинение”. Кроме того, участвовала во многих других творческих конкурсах, в частности, в Республиканской малой олимпиаде по специальности “Теория музыки” (Алматы 2018), на которой получила диплом I степени. В ее багаже Республиканская малая олимпиада по специальности “Композиция” (Алматы, 2018). Получила диплом «I степени,» участие на XI Республиканском конкурсе по специальности “Теория музыки” (Нур-Султан, 2019), диплом III степени участвовала в мероприятиях резиденции для композиторов BatyrLab, организаторами которой являются фонд Батырхана Шукенова, фонд Булата Утемуратова (Алматы, 2022).

Толе Айганым

Айганым, мы очень рады, что Вы согласились уделить время на интервью и ответить на интересующие нас (музыкантов, слушателей) вопросы, рассказать о себе, о своей творческой деятельности. Хотелось бы начать с такого вопроса — почему Вы связали жизнь с музыкой?

Я родилась в семье музыкантов, в Шымкенте. Моя мама преподаёт в школе класс домбры. Со стороны отца очень много талантливых музыкальных людей, можно сказать, что музыка была рядом со мной, начиная с рождения. С пяти лет начала играть на домбре, петь различные детские песни в школе, и таким образом, с каждым днём я чувствовала, что рождена быть музыкантом. Родители тоже во мне увидели этот дар, отдали в музыкальную школу № 3, в класс баяна, чтобы в будущем я выступала с оркестром. После окончания школы я поступила в Южно-Казахстанский музыкальный колледж, на отделение «Теория музыки». Уже там у меня созрела идея стать композитором. Если в школе делала обработки, подбирала аккорды на разные мелодии, то в колледже занималась оркестровкой произведении, а на 4 курсе дала свой первый концерт. После успешного окончания колледжа поступила в Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы, на первом и втором году обучения я занималась по специализации в классе деятеля казахстанской музыкальной культуры, композитора и музыковеда Аманжола Бахтияра Туткабаевича, на данный момент я обучаюсь у композитора Галымжана Секей.

— Как музыковед, который интересуется творчеством молодых композиторов, знакома с Вашей музыкой, что и побудило взять у Вас интервью, но многие, даже студенты нашего вуза, ещё не слышали Ваши произведения. Как я знаю, Вы в основном пишите для симфонического оркестра, поэтому на фортепиано передать своеобразие данного музыкального опуса достаточно сложно. Но Вы можете продемонстрировать запись фрагмента какого-либо сочинения, на Ваше усмотрение, и мы с удовольствием его послушаем, а затем обсудим.

— Я хочу показать сегмент из сочинения, работа над которым идет к завершению, и поскольку собираюсь представить его на Республиканском конкурсе молодых композиторов, посвящённый 95-летию Газизы Жубановой. Это струнный квартет «Жер мен көктей», но название не окончательно, возможно будет корректировка. Произведение можно назвать авангардным: музыка атональная, широко используются различные полифонические приёмы, сложная техника игры, типичная для современного исполнительства, с подключением шумовых эффектов. В композиции имеется несколько тем, в среднем разделе в партии виолончели звучит тема, которая имитирует звучание домбры.

— Какая основная идея Вашего творчества?

В основном в моих произведениях улавливают эпичность, героизм, борьбу, но в душе я лирик, мечтатель. В большей мере предпочитаю слушать нежные, чувствительные, проникнутыми эмоциями композиции. Но в творчестве хочу быть максимально разносторонней, сейчас пишу об общем, если точнее о людях, жизни, событиях, происходящих в мире и в обществе, а также размышляю о своей жизни, возможно появление другой тематики и образов. На данный момент пишу дипломную работу, программную симфоническую сюиту на очень интересный сюжет, пока не буду афишировать, раскрывать полную картину.

Толе Айганым

— Что и кто формирует Вас как композитора?

— Композитор он творец своего мира — художественной реальности. В целом профессию композитора мы воспринимаем по-разному, я не могу сказать, что я полноценный творец, на данный момент я студент, учусь быть профессионалом. Я не стою на месте, пробую себя в разных стилях, направлениях. Создавая сочинения, относящиеся к современной академической музыке, опираюсь и стремлюсь продолжать традиции композиторов старшего поколения – Мукана Тулебаева, Газизы Жубановой, Еркегали Рахмадиева, но пока нахожусь в поиске собственного стиля. Быть композитором, по моему мнению, это всегда находится в поиске.

— В современной музыке прослеживается один плохой тренд — непрофессионализм. Люди, не зная основ, в частности, музыкального искусства, занимаются можно сказать не своим делом. Вот, к примеру, как у нас часто делают песни? Берутся готовые семплы, так называемые лупы, и из них комбинируют песню: тыдс-тыдс-тыдс и всё. В основном это какие-то элементарные аккорды. Какое отношение это имеет к профессионализму в настоящей музыке?

— Нельзя сказать, что современный поп жанр упрощает музыку. Утверждать такое, это всё равно, что назвать рок упрощённым. И тот, и другой жанры — протест. Впрочем, я не особый фанат популярной музыки. Но Вы правы в том, что они вторгаются в нашу сферу и занимают наши сферу.

— Общеизвестно, что закон об авторском праве строго соблюдается во всех странах. Композиторы, звёзды, даже российские, получают проценты за своё творчество и работу. В наших реалиях сложилась ситуация, далекая до совершенства, допускающая нарушения авторских прав. Напрашивается следующий вопрос: Вы как студентка 4-го курса, которая скоро отправится в свободное плавание, как будете защищать авторское право своих композиций?

— Сейчас можно поехать в авторское бюро и зарегистрировать своё произведение (один раз я это делала), но это не гарант. У нас в Казахстане есть юрист Темирлан Толеген, который работает с разными деятелями искусств, сталкивающимися с такими проблемами. Также имеется общедоступный сайт «adilet.zan.kz», статьи, посвященные авторскому праву, где все подробно описано. На мой взгляд, именно эта информация будет полезна для начинающих молодых композиторов. Однако авторское бюро не всегда выполняет необходимый и широкий спектр работы. Как бы это жестко не звучало, мы, молодые композиторы вынуждены делать все сами, без помощи бюро.

— Насколько казахстанские композиторы сегодня востребованы на локальном и международном рынке, и возможно ли прожить композитору, занимаясь только творчеством?

— Чтобы молодой композитор получал хороший доход, он должен быть многофункциональном,гибким, не ограничиваться сочинением академической музыки, делать аранжировки, например, народных песен и кюев, ,работать с режиссёрами театров и кино, преподавать, в общем, работать и работать в разных сферах. Очень печально, но на сегодняшний день в обществе нет должного внимания к академической музыке. На концерт или вечер, посвященный классике, идут любители, дилетанты, либо музыканты. Произведения современных композиторов из-за сложного музыкального языка, а также, редкого исполнения, по-прежнему не воспринимаются широкой слушательской аудиторией. Таким образом, предпочтительной и доминирующей становится в основном развлекательная, популярная музыка.

— Сегодня в мире можно наблюдать новый поворот в сторону классической музыки и появляется все больше молодых композиторов, которые сочиняют музыку, отвечающую времени. Однако в Казахстане о концертах молодых авторов можно услышать довольно редко, и я бы хотела получить ответ на такой сложный вопрос: «Существует ли в современной казахстанской классической музыке застой и чем он обусловлен?»?

— Да есть застой, это чувствуется, а причин много, выделю лишь наиболее важные. Во-первых, министерство культуры не выделяет средства для продвижения современной казахстанской академической музыки. Во-вторых, молодым композиторам, для исполнения своих дипломных произведений не дают симфонический оркестр. В-третьих, мы работаем в разных программах как например Logic Pro, Fl Studio, Cubase. A вот организовать сам концерт, на котором прозвучали бы новые имена, новые сочинения, требуются определенные вложения, денежные средства, реклама, которых у студентов, естественно, нет.

— Как мы знаем, Вы участвовали на резиденции для композиторов Batyrlab, которая проходила со 2 — по 7 мая 2022 года. (Алматы). Это первый на территории Казахстана проект, направленный на развитие и совершенствование творчества наших современных композиторов в разных направлениях – джаз, классика, поп, этно-рок, арт-хаус и других. Руководитель Фонда имени Батырхана Шукенова Наргиз Шукенова и ее единомышленницы Гаухар Кожашева, единодушно заявляют, что цель проекта – помочь молодым деятелем искусства продвигать своё творчество с обязательным получением компенсации. Айганым, расскажите об этом важном событии в вашей жизни, и что Вы, как начинающий композитор, для себя приобрели?

— В этом году резиденция Batyr Lab посвящена проведению двух мастерских: по современной академической музыке под руководством композитора и художественного руководителя ансамбля «Игеру» Санжара Байтерекова (Казахстан) и экспериментальной мастерской под руководством композитора и музыканта Далера Назарова (Таджикистан).

В начале проходил отбор, нужно было каждому участнику представить своё произведение, и я благо успешно вошла в список 10-12 композиторов. В резиденции слушали лекции наших менторов, московских и местных экспертов, они устраивали джем-сессии.

Лекторами были Санжар Байтереков он, в частности, рассказывал о современной академической музыке: мы делали анализы произведении современных композиторов, он представил список актуальных конкурсов зарубежом, изучали стили разных композиторов XXвека. В общем лекции проводились на разные темы, одна из них посвящена авторскому праву (лектор Темирлан Толеген). Отмечу интересную тему о продвижении своей музыки в социальных сетях, специфику киномузыки, работы с кино- режиссерами. Затрагивалась серьёзная тема, например, как какими путями нужно стать известной.

После завершении резиденции мы подали вторую заявку где должны были описать свой проект где разработан точный план бюджета, то есть заявка на финансирование. В этом году выиграли грант Дастан Калмаганбетов и Фарух Акрамов. В 14 октября прозвучат их пьесы, для ансамбля современной академической музыки Eegeru: «Lost O’ral» Фарруха Акрамова (Узбекистан), воплощающая тему каторстрофы экологической катастрофе Аральского моря и «Beipil» Дастана Калмаганбетова, отражающий юмор в казахском фольклоре.

Толе Айганым

Резиденция Batyr Lab, 2022

— В целом, было очень полезно, познавательно и впечатляюще. Спасибо Айганым за этот разговор! Желаем Вам творческого вдохновения и достойных исполнителей вашей музыки!

Интервью провела Жадыра Кадырова музыковед, 4 курс
(руководитель Тамара Джумалиева)

 

, , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.