Его величество танец… (к Международному дню танца)

29 апреля решением ЮНЕСКО все мировое сообщество отмечает Международный день танца. Как известно, танец – один из немногих видов искусства, ведущий свое начало вместе с развитием общества первобытной формации. Еще на заре цивилизации древний человек все свои поступки подчинял воле сил природы. Для преодоления трудностей существования и изнурительной борьбы с природой, наши предки еще в глубокой древности начали сопровождать трудовые процессы эмоциональными действиями. Именно тогда, под воздействием воображения и фантазии из трудовых, привычных движений зародились пластико-эмоциональные основы танца, объединяющие в себе духовное и физическое начало, несущее уже элементы искусства. Поэтому вполне естественно, что одной из наиболее древних форм художественного постижения мира является танцевальное искусство.

Танец развивался и видоизменялся вместе с развитием человека и общества. К сожалению, четко проследить и точно рассказать об основных этапах исторического развития танцевального искусства очень сложно, так как танец является мимолетным видом искусством, реально существую­щим только в момент его исполнения. Он не оставляет после себя никаких материальных памятников. Только киносъем­ка, появившаяся в ХХ веке, смогла дать некоторое представление о танце, тогда как его изобра­жение, описание и сопутствующая танцевальная музыка отражают только отдельные грани этого искусства. Поэтому и объяснимо, что весь исторический мате­риал о древнем танцевальном творчестве собирается на фактах многих смежных наук и всегда имеет предположительный характер.

Магическая сила танца не объяснима до сих пор. Люди пускаются в пляс в моменты радостного эмоционального возбуждения и в минуты скорби, когда горе невозможно выразить словами, изобразительно-пластическими телодвижениями повествуют о своих чувствах. Самый лучший танец – это танец, понятный без слов, не нуждающийся в объяснениях и комментариях. Поэтому это искусство не имеет языковых барьеров и таможенных границ.

Преодолев множество форм и этапов, от ритуальной пляски первобытного общества до церемониально-придворного танца, искусство хореографии в последующие века поднялось на следующую степень своего развития — классический танец в балетном спектакле. Завораживающее магическое действо искусства хореографии достигло своей вершины в таких произведениях, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» и др. Искусство легендарных танцовщиц Марии Тальони, Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой навсегда осталось в сознании людей, даже не видевших их искусство воочию, символом безукоризненной гармонии, красоты и торжества классического танца. В ХХ веке хореография продолжила свое эволюционное развитие, сформировался современный танец с множеством разных видов и форм, как contemporary dans, джаз-танец, хип-хоп и многие другие. Данный факт расширил горизонты самого танцевального искусства, категории исполнителей и самой зрительской аудитории. В ХХI веке танец стал частью культуры любого общества, отношение к балетному театру и уровень его развития говорит об уровне развития государства, без танца невозможно представить современную молодежную и массовую культуру. Большинство живущих сегодня нации и народностей имеет свой народный танец, служащий визитной карточкой этого народа и позволяющий судить о его духовной культуре, истоках происхождения и истории развития.

В Казахстане, где долгие годы муссировались разговоры о том, что в жизни казахов танца никогда не было, на сегодня труды исследователей различных гуманитарных наук нескольких поколений доказали, что танец в жизни казахов существовал еще в глубокой древности. Одним из свидетельств являются многие памятники материальной культуры, относящиеся к II-I тыс. до н.э., петроглифы и наскальные изображения на территории Казахстана. Само существование слова «би», названия танцевальных кюйев, искусство баксы и др. Наши далекие предки, в тяжелой борьбе за существование, пытались дополнять трудовые процессы различными эмоциональными телодвижениями. Но в связи с кочевым образом жизни и другими социальными проблемами, каких-либо законченных форм и установленных движений до нас не дошло. Но, в народной памяти и бесценном эпическом наследии, а также в легендах и сказаниях остались, хранимые и передаваемые, порой неосознанно из поколения в поколение, их сюжетная тематика, танцевальная лексика и эстетические идеалы прекрасного. В начале 30-х годов ХХ века, в процессе становления профессионального театрального и музыкального искусства, началось интенсивное развитие и национальной хореографии. Приглашенный балетмейстер Али Ардобус, за неимением широко развитых форм и образцов казахского танца, создавал пластику на основе обрядов, подражания традиционным занятиям кочевников. В этот период в Казахстане получили широкое развитие такие танцы, как «Насыбайшы», «Қоян-бүркіт», ««Кийз басу», «Шашу», «Аққу», «Қара жорға» и др. Затем был открыт Музыкальный театр, позже переименованный в Государственный театр оперы и балета им. Абая. На его сцене были поставлены многие образцы русского и советского балетного театра. В 1938 году на его сцене появился первый национальный балет, созданный усилиями выдающихся деятелей культуры того времени: писателем М. Ауэзовым, художником У. Тансыкбаевым, композитором В. Великановым и молодым талантливым хореографом А.Жуковым. Месяцы, годы, десятилетия, смена политических формаций и эпох неузнаваемо изменила облик национальной хореографии и самого балетного театра.

На сегодня, в Казахстане имеются театры оперы и балета в Алматы, Астане и Шымкенте, Театр танца под руководством Б. Аюханова, несколько профессиональных государственных ансамблей народного танца, балетные труппы, ориентированные на исполнение и развитие современных направлений танца, эстрадные танцевальные коллективы и др. Но главное, есть яркие и талантливые исполнители, интересные хореографы. Разнообразная профессиональная хореография развивается благодаря тому, что в Казахстане есть свое хореографическое училище в Алматы и Астане. Выпускники казахстанской школы балета в настоящее время работают по всему миру. За последние 15 лет почти ежегодно выпускники училища участвуют на различных смотрах и Международных конкурсах артистов балета, где не раз завоевывали призовые места и престижные награды. Именно фестивали и профессиональные хореографические конкурсы стали зеркалом, отражающим социокультурный уровень современного театрального процесса в стране. Проведение фестивалей «Приз традиций», Центрально-Азиатского фестиваля современного танца, Международных конкурсов артистов балета «Байтерек» и конкурса учащихся хореографических училищ «Орлеу» и других стали определенным мостом в установлении реальных общественных и художественно-творческих связей казахстанских хореографов с мастерами танцевального искусства других стран и вхождения Казахстана в мировое культурное пространство.

В ХХI век хореография Казахстана вступила как самостоятельное явление казахского искусства, владеющее самыми разнообразными стилистическими приемами – от национальной пластики, классического танца и до различных техник contemporary danc. Сегодня невозможно представить ни один правительственный концерт и выезды наших мастеров искусств за рубеж без хореографических номеров и выступления артистов балета в классическом репертуаре. Эти выступления всегда пользуются большим успехом у зрителей и являются визитной карточкой культурного уровня государства.

Казахстанцы гордятся именами своих соотечественников, танцующих в разных странах. Имена наших талантливых исполнителей, как Н. Грачева, С. Рахметова, Н. Канетов, Л. Альпиева, А. Таныкпаева и многие другие, особенно у профессионалов, наряду с гордостью вызывают и большое сожаление. С одной стороны, их творческие достижения за рубежом являются реальным доказательством высокого профессионализма балетной школы Казахстана а, с другой стороны, очень жаль, что большинство из них уезжает по необходимости, то есть не найдя выхода для полной творческой реализации своих талантов и соответствующего физическим и душевным затратам материального вознаграждения.

Век артистов балета очень короток, надо успеть станцевать как можно больше и максимально раскрыть все свои творческие возможности. За внешней легкостью и воздушной невесомостью балетного искусства скрывается тяжелая ежедневная работа. Колоссальная физическая нагрузка на протяжении 20 лет и масса ограничений по жизни приводят артистов балета к 40 годам к букету болезней и огромной физической усталости. И здесь возникает одна большая нерешенная проблема казахстанской хореографии, а именно вопрос пенсионного обеспечения артистов балета.

Выход на пенсию артистов балета, до сих пор приравнен к общим требованиям. Просто представьте себе танцующих лебедей в возрасте 58 лет. Зрелище будет явно не из области красоты и эстетического восприятия. Как говорят: «танцевать может и можно, но смотреть уже нельзя». Этот же нерешенный вопрос в дальнейшем может влиять и на приток учащихся в хореографическое училище. Дальновидные родители поймут, что в будущем их дети не будут в должной мере обеспечены определенными социальными гарантиями. Ведь во всем мире, в той же соседней России, все артисты балета после 15, максимум 20 лет сценического стажа обеспечиваются достойной пенсией. И далее сами решают, чем им заняться – педагогической или балетмейстерской деятельностью или же переквалифицироваться на другую специальность. В Казахстане количество профессиональных артистов балета составляет не более 500 человек. Для экономически развитой и стабильной страны обеспечить достойную старость этим людям не составляет большой проблемы. Власть должна помнить, что именно эти люди, составляя творческую элиту государства, представляют казахское искусство за рубежом, по ним судят об уровне культуры Казахстана гости нашей страны и представители различных делегаций.

Когда-то в Казахской республике, входившей в состав СССР, этот вопрос решался так, как во всех союзных республиках – после 20 лет работы на сцене артисты уходили на пенсию, сумма которой позволяла многим из них дальше не работать. Развал Союза развалил и эту упорядоченную систему и вот уже более 20 лет балетный мир Казахстана пытается донести свою беду до власть держащих, но пока безуспешно. Голос сильфид и принцев не доходит до ушей парламентариев и сенаторов, аполитичный и бессловесный балетный мир теперь со страхом думает о том, что скоро, наверное, придется танцевать и до 63 лет. Воистину, тогда умирающие лебеди будут по-настоящему умирать на сцене, а душа сильфид тут же во время спектаклей возноситься на небеса.

Так хочется надеяться, кто-нибудь из парламентариев и государственных мужей прочтет эти заметки и проникнется нелепостью ситуации, сложившейся в пенсионном обеспечении артистов балета. Ни один правительственный концерт, Международные фестивали и представление казахстанской культуры за рубежом не обходится без классического балета и казахских танцев. И профессиональный праздник, отмечаемый во всем мире под эгидой ЮНЕСКО, существуют не только для чествования людей определенного профессионального цеха, но и возможности во всеуслышание рассказать о достижениях и проблемах. Наша казахстанская хореографическая школа и сам балет достойно представляют нашу страну на всех значимых мероприятиях и, могли бы, представлять еще лучше, если государство начнет решать животрепещущую проблему артистов балета.

Гульнара ЖУМАСЕИТОВА,

балетовед, главный научный сотрудник

Института литературы и искусства

им. М.О.Ауэзова. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.