Чистое удивление, желания, приятное удовлетворение, растерянность, радость, гипнотическое погружение, невозможность прервать овации и не только — гамма чувств, порождённые музыкой и всем тем, что было представлено в этот вечер.
Если бы можно было изобразить происходящее схематически, то я бы изобразила это так:
Вся музыка, от первого произведения до последнего, представьте в виде линии, устремляющейся от точки «начало» к точке «конец». Параллельно, над линией музыки, вспышками, растянутые во времени, без перерыва, как реакция на происходящее, рождаются чувства:
Чистое удивление – порождение произведения «Das Andere», Г. Радулеску для виолончели. Такой виолончели я не слышала никогда. Виолончель предстала передо мной в иной форме. Вдруг, она зазвучала новыми красками. Я не узнавала ее уже привычного звучания. Это было удивительно, словно я услышала звуки, ноты, переливы, которых ранее никогда не существовало. Незнакомый окрас звучания, вызвало желание прослушать это произведение не раз, вслушаться в каждую ноту, каждый поворот, уловить и прочувствовать всю палитру звуков, дабы осознать, что же это в конечном счёте?
А форма подачи? Во мраке, пюпитры, во множественной численности, выставлены полукругом, центром которого являлась Виолончель, освещённая единственной рампой. Для меня это выглядело, как гармония формы и содержания. Минималистичная геометрия визуального ряда и линии мелодии, пробуждали во мне чистое удивление на фоне эстетического наслаждения. Браво!
Приятное удовлетворение — принесло знакомство с новым музыкантом коллектива (фортепиано) во втором произведении «Четыре пьесы», Э. Денисова для флейты и фортепиано. Дебют Фортепиано было очень непродолжительным, но на удивление убедительным.
Первые мгновения, произведение, своей странной гармонией, вызывало растерянность. Было сложно понимать и воспринимать, столь странный мотив, но… живой звук Фортепиано, меняло всё. Музыка проникала в душу, и теперь, странный мотив более не смущал. И вот на этом месте, выдохнув, я почувствовала приятное успокоение и радость от того, что заменив музыканта, ансамбль не утратил, а приобрёл. Надеюсь, мое чутьё, меня не подводит. Ибо, за столь короткие включения, заставить поверить Фортепиано, это очень сильно. Браво!
Кларнетовый квартет, К. Пендерецкого — здесь чувства были разные и только в одном всегда неизменные, Кларнет, Виолончель ансамбля «Игеру» — это всегда живая, настоящая музЫка, высокого порядка. И сегодняшний концерт не был исключением. Смутило отсутствие Скрипки Игеру, заставили поволноваться, к счастью не долго.
Гипнотическое погружение – эффект, созданный Струнным квартетом номер 1, Д. Лигети для меня был волновым. Моё внимание, то всецело погружалось в музыку, то выпадало из неё. Конечно, моменты кратковременного выпадения из музыки, заставляют задаться вопросами, но моменты гипнотического погружения были достаточно впечатляющими , вызвавшие устойчивые, продолжительные, не утихающие аплодисменты зала. И это была не лесть. Браво!
В целом, сегодняшний концерт был информативен. Он ставил вопросы касающиеся самой музыки, её иных граней и форм, что приятно удивляло. Заставлял задавать вопросы и о технической составляющей, что реже и в меньшей степени свойственно концертам Игеру. До сегодняшнего концерта, не припомню, чтобы мне бросалась на слух техническая составляющая, и это совсем не касается вылетевшего из рук смычка. Я точно знаю, и не раз была свидетелем того, что им под силу гораздо большее.
Хочется сказать спасибо Ансамблю современной музыки «Игеру», за выбранное ими направление в классической музыке. Оно, конечно не развлекательное, оно не будет услаждать слух, но будет всегда заставлять размышлять, удивлять, а одаренность музыкантов трогать душу и неизведанные грани сознания слушателя, в том числе.
Жанар Ракпарова
#музыкадлянезнатока #игеру