Онлайн-концерты: проблема и актуальность

Взгляд молодых музыкантов

С непрерывным развитием возможностей Интернет-пространства практика онлайн-концертов уже не нова и популярна во всём мире. Сейчас по телевизору или компьютеру, не выходя из дома (или другого места) можно довольствоваться показом как концертов и спектаклей академического направления, так и поп-музыки (концерты и фестивали джаз-, рок-музыки и других).

В связи с непростой ситуацией пандемии коронавируса в мире организация онлайн-концертов стала не просто актуальностью, но даже необходимостью. Некоторые мероприятия приходится отменять или переносить «до лучших времён», тем не менее многие площадки и артисты всё же решили проводить концерты в безопасном режиме прямого эфира.

Насколько перспективна такая тенденция, и каковы её достоинства и недостатки, было интересно узнать у молодых музыкантов, профессиональных исполнителей и музыковедов – студентов и выпускников консерваторий (в опросе участвовали студенты и выпускники КНК им. Курмангазы (Алматы) и СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург).

онлайн-концерт

  1. Как часто Вы смотрите концерты или спектакли в формате онлайн, и на сколько это интересно?

Диана Удовиченко, студентка СПбГК им. Римского-Корсакова (Вокально-режиссёрский факультет, кафедра сольного пения), 4 курс

– С момента пандемии довольно часто смотрю концерты онлайн. Однако разница между онлайн концертом и записью любого другого концерта или спектакля очень небольшая. Мне смотреть концерты онлайн интересно конечно! У меня есть подписка на канал Metropolitan Opera, и ещё до пандемии я довольно часто смотрела трансляции спектаклей, даже ночью.

Роксана Айрапетян, студентка КНК им. Курмангазы (факультет инструментального исполнительства, кафедра фортепиано), 4 курс

– Смотрю один или два раза в неделю. Если говорить о формате онлайн, то больше предпочитаю смотреть балетные постановки. Концерты, конечно, тоже слушаю, они вдохновляют меня на работу.

Юлиана Ситникова, студентка КНК им. Курмангазы (факультет музыкознания, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин, кафедра музыковедения и композиции), 2 курс

– Онлайн концерты не смотрю, так как предпочитаю живую музыку. Очень интересно смотреть спектакли, слушать концерты, но не онлайн.

Гульдана Абдрахман, студентка КНК им. Курмангазы (факультет инструментального исполнительства, кафедра фортепиано), 4 курс

– Да, мне интересно смотреть онлайн концерты, но зарубежные. Последний раз смотрела концерт оркестра «Baltic sea».

Никита Малюхов, студент КНК им. Курмангазы (факультет инструментального исполнительства, кафедра фортепиано), 4 курс

– Онлайн концерты не очень часто смотрю. Такой формат мне не нравится. Если и решаюсь посмотреть концерт, выбираю изначально запись с хорошим звуком, режиссурой и исполнением.

Надежда Тимофеева, студентка КНК им. Курмангазы (факультет вокала, дирижирования и музыкального образования, кафедра вокального искусства), 4 курс

– Я редко смотрю концерты онлайн, так как я привыкла к живому звуку, к энергетике артистов (исполнителей) и положительным эмоциям. Мне бывает интересно слушать концерты или спектакли онлайн, только если они проходят (исполняются) в другой стране, куда я не могу попасть.

Адель Абдулинова, выпускница КНК им. Курмангазы (выпускница факультета музыкознания, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин, кафедра музыковедения и композиции)

– Смотрю в основном раз в месяц. Насколько интересны просмотры онлайн-концертов? По-разному. Если увлекает, то смотрю дальше, а если нет, то смотрю не до конца.

  1. Какие плюсы и минусы Вы видите в проведении онлайн-концертов?

Адель Абдулинова

– Из плюсов я бы отметила:

а) свободный доступ для всех слушателей и зрителей (не надо платить за билет);

б) нет необходимости тратить своё время на дорогу, чтобы посетить «живой» концерт или спектакль. Можно смотреть концерт дома в любое удобное время для тебя;

в) концерт сохраняют в архив. Поэтому, если ты не успел посмотреть концерт в прямом эфире, то его можно будет посмотреть в любой другой момент.

Минусы:

а) Нет того впечатления, когда ты слышишь мощное звучание оркестра и т. д. в живую;

б) Нет той самой былой атмосферы театра. Иногда охота сидеть в зрительном зале, почувствовать себя по-настоящему зрителем в полной мере и наблюдать все события спектакля и другое в живую;

в) Всё же постоянно дома смотреть концерты тоже надоедает. Хочется куда-нибудь выйти, будь это театр или филармония, и, так сказать, культурно провести свой вечер.

Надежда Тимофеева

– Из плюсов выделю:

1) Просматривать концерты или спектакли онлайн удобно людям с ограниченными возможностями.

2) Ты можешь просмотреть онлайн-концерт, если он проходит в другой стране, и ты пока не имеешь возможности его посетить.

Минусы:

1) Невозможно испытать настоящие ощущения и эмоции, какие возникают при живом исполнении – нет обмена энергией, теряется восприятие;

2) Когда смотришь онлайн, искажается звук, и это не есть хорошо.

Я, как музыкант, отмечу самый большой, по моему мнению, минус: когда выступаешь без зрителей – это тяжело. Ты не можешь зарядить публику своей энергией, а публика не может зарядить своей (т.е. нет контакта), ты не видишь эмоций людей – приятно им или нет. Создаётся ощущение того, что поёшь/играешь в пустоту). Имела опыт участия на записи онлайн-концерта: весьма непонятные и своеобразные ощущения. Особенно, когда песня или произведение записывается неоднократно. Оркестру или ансамблю, в том числе и певцам, приходится по несколько раз исполнять одно и то же, дабы запись получилась хорошая. Отсюда теряется удовольствие от твоей профессии, которую избрал, и просто превращаешься в безэмоциональную машину. Куда приятнее выступать для людей вживую, чтобы им было хорошо и интересно, чтобы они «окультуривались» и просвещались. Ведь это так важно! Уверена, что и операторам, кто записывает концерты/спектакли, будет куда удобнее и приятнее сделать это один или два раза, но со зрителями, на самом концерте, где видны эмоции, радость, печаль и т.п. (не подумайте, что я думаю за операторов, только лишь могу предположить). Когда ты выходишь на сцену к зрителям, возникает желание подарить им моменты, которые запомнятся надолго. А когда сидишь и смотришь на экран телевизора или компьютера, мало, что ощущаешь и понимаешь, каким бы ни был прекрасным концерт или спектакль.

Ксения Матыцина, студентка КНК им. Курмангазы (факультет инструментального исполнительства, кафедра струнных инструментов), 4 курс

– Для музыканта одним из плюсов может быть то, что ничего не мешает тебе «отстроить» звук – если идёт профессиональная съёмка концерта, запись получится куда качественнее, чем при живом концерте со зрителями. Да и волнения меньше – аудитории-то нет. А для зрителя плюс заключается в том, что можно сидеть дома, и ничего и никто не помешает тебе его смотреть, да и ехать никуда не нужно. Однако, что в случае со зрителями, что с музыкантами, минус один – отсутствие контакта. Мы получаем больше эмоций и наслаждения, находясь в непосредственной близости. А онлайн-концерты «убивают» эти чувства.

Роксана Айрапетян

– Плюсы: ты можешь прослушать одно произведение в разных интерпретациях; можно непосредственно пронаблюдать за самоотдачей исполнителя, за игрой оркестра и солиста – одно ли они целое? Минусы: в живую музыка больше «задевает», «трогает», что аж мурашки начинают бегать, и больше приятного волнения, удовольствия. Через экран я это плохо чувствую.

Надежда Яковлева, выпускница СПбГК им. Римского-Корсакова (Фортепианный факультет, кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано), блогер.

– Я считаю, что любому музыканту нужна живая аудитория, чтобы был обмен энергией. Выступление перед камерой в пустом зале никогда не сравнится с настоящим концертом, потому что многое зависит от того самого энергетического обмена – как тебя принимают, как реагируют на твоё выступление, даже как себя подаёшь, когда есть слушатели.

Юлиана Ситникова

– Говоря о плюсах спектакля/концерта онлайн, это вариант для тех, кто не может попасть в театр. Это даёт возможность совместить работу, либо домашние дела с прослушиванием концерта. Но музыкант-то знает, что настоящие эмоции и удовольствие ты можешь получить только в традиционном формате.

Плюс может быть у театра в том, что он не теряет своего зрителя и приобретает нового. Того самого, который не мог себе позволить покупку дорогостоящего билета, того, кто живет в далекой глубинке, ну и, наконец, того, у которого нет привычки часто ходить в театр. Регулярные онлайн-трансляции позволяют не терять связь с аудиторией, подогревают её интерес. В каком-то смысле театр становится более доступным и открытым для массового зрителя, расширяет горизонты, учит и воспитывает, приобщает к мировому театральному процессу и становится частью общего процесса глобализации.

Но не всё так радужно, как кажется на первый взгляд. Самим театрам бесконечные онлайн-трансляции из кризиса выбраться не помогают: совсем в бедственном положении оказались независимые театральные коллективы, лишённые государственного финансирования. И зрителям приходится мириться с неудобствами. Очень часто качество съёмки оставляет желать лучшего: спектакль снят с одной точки, изображение «бликует», актеров плохо видно и слышно. Плохое качество съёмки, рассеянное зрительское внимание во время просмотра (спектакль можно поставить на паузу, смотреть «вполглаза») – это всё при желании легко преодолеть. Главный недостаток онлайн-трансляций в том, что театр лишается своей основной «козырной карты» – живой эмоции, энергообмена между актёрами/исполнителями и зрителями/слушателями, ощущения сопричастности и соучастия.

Массовое присутствие театра в сети противоречит одной из главных тенденций последних лет – вовлечению зрителя в игру, попытке сделать его не просто созерцателем, а участником, чуть ли не соавтором спектакля. В своей квартире, в комфортных условиях зритель или слушатель вынужден переживать опыт соприкосновения с театром сам с собой. И это вполне может ему надоесть.

Евгения Иссагулова, студентка КНК им. Курмангазы (факультет инструментального исполнительства, кафедра струнных инструментов), 4 курс

– Плюсы: 1) можно смотреть концерты других стран, которые нет возможности увидеть в своей стране; 2) очень удобно смотреть концерт из любой точки – дома, или в кофейне. Можно посмотреть сразу два концерта, если даты двух совпали.

Минусы: 1) теряется атмосфера праздника, концерт перестаёт быть концертом. Запись не передаёт эмоций, которые можно получит вживую; 2) исполнители не чувствуют аудитории, аплодисментов, поэтому не выступают с полной отдачей.

  1. Какова, по Вашему мнению, перспектива онлайн-концертов? Необходимо ли продолжать проведение концертов/спектаклей онлайн, или же необходимо оставить только традиционный формат? (в концертном зале/филармонии/ на сцене театра и т.п.?)

Диана Удовиченко

– Ещё раз повторюсь, что онлайн выступления я смотрела и до пандемии. И на самом деле ощущаю огромный плюс того, что могу видеть постановки и артистов, не выезжая из страны, так как многие из моих любимых музыкантов довольно редко посещают наши края. Поэтому считаю, что перспектива в наш век технологий хорошая. Но выбирая, сходить в филармонию моего города на концерт Дениса Мацуева и потратить внушительную сумму, или включить онлайн концерт, то выберу первый вариант.

Никита Яковлев, студент КНК им. Курмангазы (факультет музыкознания, арт-менеджмента и социально-гуманитарных дисциплин, кафедра музыковедения и композиции), 4 курс

– Думаю, такой формат должен остаться. Можно посмотреть концерт/спектакль в любое время, и будет архив для следующих поколений.

Евгения Иссагулова

– Я думаю перспектива не велика, люди также будут с радостью посещать концерты вживую. Но можно оставить два варианта – и онлайн и вживую. Это удобно и мобильно, а также можно будет угодить всем.

Юлиана Ситникова

– Мне кажется, что дальше формат онлайн-концертов приживётся в индустрии после карантина, но станет качественнее и разнообразней. С большой вероятностью платформы будут развивать варианты оплаты просмотра. От свободного пожертвования до фиксированной цены билета для входа на трансляцию. Но и также будут проведения концертов и в традиционном формате. Просто будет выбор у людей слушать и онлайн, и оффлайн. Лично я предпочитаю только традиционный формат, так как говорила выше, что ничто не заменит эмоции и удовлетворение, которые испытываешь от посещения театра и возможностью увидеть спектакль или концерт вживую.

Роксана Айрапетян

– Перспектива есть, но мне кажется, наша публика ещё не доросла до этого. Но ЕЁ НУЖНО ПРИУЧАТЬ К ИСКУССТВУ, ПРИВИВАТЬ!

Адель Абдулинова

– Потребность в онлайн-концертах в данное время, да и в дальнейшем вряд ли снизится, поскольку мы сейчас учимся переходить на такой формат. Но думаю, что научимся. В век цифровых технологий это огромный и большой потенциал для такого вида концертов, и люди со временем смогут к этому адаптироваться. Зато те, у которых элементарно нет свободного времени, теперь смогут наслаждаться просмотром концерта дома и на работе. Я думаю, что есть необходимость как живых, так и онлайн-концертов, поскольку у искусства появился отличный шанс на то, чтобы расширить свои границы среди массы людей.

Гульдана Абдрахман

– Думаю, что нужно продолжать формат онлайн-концертов, потому что это интересно и удобно – много людей может приобщиться к классической музыке. Особенно это удобно для тех, у кого нет возможности посещать концертные залы или театры. Считаю, что оба варианта хороши – и оффлайн, и онлайн.

Ксения Матыцина

– На счёт необходимости проведения онлайн-концертов, считаю, что её нет. Никому они не нужны, особенно платные. Если бесплатные, то ещё может кто-то будет смотреть, если время свободное будет.

Никита Малюхов

– Я думаю, что даже после снятия всех ограничений будет хорошим решением проводить онлайн-концерты в качестве привлечения новой аудитории. При хороших финансах можно улучшить их постановку и качество звукозаписи. А в целом да, этот формат имеет хорошие перспективы.

Надежда Тимофеева

– Я за традиционный формат! Мы должны продвигать культуру и сеять её в массы.

Обобщив все «взгляды молодых», можно выделить самую главную пару «достоинство-недостаток». Формат проведения концертов и спектаклей онлайн является очень удобным и доступным для каждого. Благодаря этому зрительская аудитория намного увеличилась – ведь тот, кто не мог ранее посетить концерт или спектакль по определённым причинам, теперь может выбрать на свой вкус то, что хочет посмотреть и сделать это в любом месте и любое время. При этом есть возможность не пропускать премьеры зарубежных театров и филармоний. А если даже и не получилось попасть на онлайн-трансляцию, то опоздавший может без проблем найти и просмотреть запись проведённого мероприятия. Однако многие респоденты отметили, что не находясь непосредственно в живом контакте с исполнителями или актёрами, невозможно получить таких ярких эмоций и ощущений от представления. Как слушателям, так и исполнителям не хватает той самой энергетики, которой они могут обмениваться друг с другом. Ведь при традиционном проведении какого-либо культурного мероприятия слушатель и зритель не просто «слушает и смотрит», но и становится участником целого события. Здесь мы невольно касаемся проблемы «исполнитель-слушатель». Поэтому живой контакт между людьми просто необходим! В связи с этим можно заметить, что не зря во время всемирного карантина стали так популярны «балконные» домашние концерты, проводимые как в странах Европы, так и у нас в Казахстане.

Практика онлайн-концертов, конечно, была, есть и будет, но та самая атмосфера настоящего концерта и спектакля как ощущение некоего праздника всё же очень притягательна и несравнима!

Юлия ПЕТРОВА
студентка 4 курса КНК им. Курмангазы, специальности «Музыковедение»
30.12.2020

 

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.