Сергей Ким (интервью c композитором)

магистрантом университета музыки и актёрского мастерства в г. Грац , Австрия. 

В последние дни сентября в стенах Казахской национальной консерватории им.Курмангазы, в аудитории Научно-творческой лаборатории Центра современной музыки состоялась серия мастер-классов для молодых композиторов, которые провёл наш гость и в прошлом земляк магистрант Университета музыки и актёрского мастерства в австрийском городе Грац Сергей Ким.

Темы лекций -расширенные техники игры современного исполнительства. Серия тем затрагивала весь спектр инструментов симфонического оркестра и современного вокала. Клавишные инструменты-рояль, деревянные духовые, медные духовые, струнно-смычковые, ударные и вокал.

Уже сравнительно давно, сначала в Европе и Америке, а потом и в России началось увлечение композиторами изучением инструментов симфонического оркестра с целью применения новых приёмов и извлечения дополнительных звуков, которые ранее композиторов не интересовали. Было выявлено, например, что многие духовые инструменты, такие как флейта, гобой, кларнет и фагот могут играть аккордами. (Этот приём называется-мультифоники). Для этого разработана специальная методика и техника, и для композиторов это большая находка. Вот такие нестандартные приёмы звукоизвлечения найдены и применяются у, практически, всего ряда музыкальных инструментов. Даже баян (или аккордеон) этого «неизбежали». У нас в целом азиатском регионе этот интерес европейских композиторов, пока, практически не нашёл применения. Дело в том, что и музыка должна быть другой, а соответственно и мышление автора другим. Это намного сложнее, чем просто пришить модные пуговицы к старомодному платью! Процесс сложный и разноречивый. Много возникало вопросов. Пользуясь, случаем, я решил побеседовать с гостем и задать ему несколько вопросов.

Сергей Ким

Сергей. Мы знаем, что ты успешно окончил Алмаатинский колледж им.П.Чайковского, затем поступил в Московскую консерваторию. Можно рассказать об этом периоде, ведь твоё увлечение новыми стилями и течениями началось именно там.

Моим наставником стал В. Г. Агафонников. В Москве я узнал много нового. Каждый день я пропускал через себя все новый поток информации, посещал всевозможные концерты, встречи, мастер-классы и лекции. Огромную пользу принесли занятия с Ю.С.Каспаровым, В.Г.Тарнопольскогим, С.И.Савенко, Г.В.Крауклисом, М.Т.Просняком и многими другими. В конце второго курса я написал первую пьесу, которой был доволен – «звук Тэгыма» для флейты соло, которая позже займет второе место на конкурсе в США. Премьера этой пьесы прошла более, чем успешно. Мне начали предлагать участие на различных фестивалях, концертах и т.п. И вначале третьего курса, в 2010 году, я впервые принял участие в подобном фестивале. Фестиваль назывался «Живая дорожка», целью которой было написать музыку для немого черно-белого кинофильма. В дальнейшем я не раз принимал участие во многих других фестивалях и не только в Москве, но и в других городах России, таких, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Сургут, Якутск, Пермь и т.д. В этом же, 2010 году, меня зачислили в Молодежное отделение Союза Композиторов(МолОт) России и я попал в книгу «Молодые Российские Композиторы»(издательство «Композитор», Москва, 2010) . А летом того же года я впервые выбрался в Европу. Мне удалось стать участником 45х Международных Летних курсов новой музыки в Дармштадте(Германия), которая считается Меккой для композитора. Мне посчастливилось позаниматься с такими известными композиторами, как Брайан Фернихоу(Великобритания), Жорж Аппергиз(Франция), Пьерлуиджи Биллоне(Италия), МаносЦангарис(Германия) и Лиза Лим(Австралия). Впечатлений хватило на очень долгое время. Последний год в консерватории был очень интенсивным. С произведением «Хвилищевский» для ансамбля, я стал лауреатом пятого конкурса композиторов «Шаг Влево», который проходил в Санкт-Петербурге, но основной задачей в этом году было написание диплома, которая долго не давалась мне. Фактический, диплом я написал за одну неделю. Но несмотря на такую спешку, работу высоко оценили все члены жюри государственного экзамена, таким образом, закончив Московскую Государственную консерваторию имени П.И.Чайковского.

За год до окончания я уже думал о своих дальнейших перспективах. После поездки в Дармштадт, я твердо решил связать себя с Европой. Вариантов было много. Я консультировался с педагогами, даже специально прилетал в Берлин на консультацию, но меня не устраивали педагоги. Но все случилось совершенно случайно. В интернете я наткнулся на почтовый адрес одного из самых знаменитых композиторов нашего времени – Беат Фуррера. Я рискнул и написал ему, даже без надежды на обратный ответ. Но волею судьбы, Беат ответил мне через месяц-два. Он попросил выслать партитуры и аудио записи, после чего я в этот же день отправил все необходимое материалы. Через несколько недель мне на почту приходит от него письмо о том, что он был бы рад видеть меня в своем ряду студентов. Таким образом, я прилетел и формальным образом сдал все вступительные экзамены, попав к нему в класс, став студентом Университета Музыки и актерского мастерства в городе Грац(Австрия).

После окончании консерватории, в сентябре 2012 года мне посчастливилось стать участником Второй международной академии в городе Чайковский, которую организовывает Московский Ансамбль Современной Музыки(МАСМ). Особо приятно то, что из числа 110 заявок из 39 стран, я и Байтереков Санжар вошли в число 12 студентов академии. Принцип академии в том, что каждый год приглашаются по два композитора с мировым именем и в течении двух недель они занимаются с 12 отобранными студентами. Все студенты должны написать за две недели по одной пьесе для МАСМ, премьера которой прозвучит сразу в трех городах – в Чайковском, Перми и в Московской филармонии. На этой, второй академии были приглашены Клаус Ланг из Австрийского города Грац – из того самого университета, где я являюсь студентом, а так же франко-немецкий композитор Марк Андре. На этой академии я написал пьесу, под названием «Ки II» для аккордеониста, премьера которой прошла успешно. Она настолько понравилась публике и исполнителю – замечательному музыканту Сергею Чиркову, что за полгода существования этой пьесы, она была сыграна 12 раз в разных городах мира, в том числе и в Берлине, Москве.После академии я подписал свой первый контракт с нотным издательством «Babelscores», штаб которой находится в Париже. Вслед за этой академией, в феврале 2013 года я получил стипендию от Беат Фуррера, на участие в другой, не менее известной академии под названием «Импульс», который проходит раз в 2 года в городе Грац. На этой академии мне посчастливилось взять занятия у таких композиторов, как Георг ФридерихХаас(Австрия), Пьерлуиджи Биллоне(Итоалия), Хая Чернвоин(Израиль-США). На этой академии я написал пьесу для трубы соло «Сиджо_170213», запись которой я недавно получил в исполнении итальянского музыканта – Симоне Тельандро. Параллельно с академией в Москве был первый фестиваль современной музыки «MagisterLudi», где так же звучала моя пьеса. Но, к большому сожалению, из-за напряженного графика, я не мог присутствовать в Москве, т.к. был задействован в Граце. По той же причине я так же не смог присутствовать на III фестивале молодой музыки в Нижнем Новгороде. В марте текущего года, я был так же отобран в число шести студентов на Международную академию композиторов в Киеве «Украинского Бьеннале». В Киеве было две премьеры моих сочинений – «Ки III»для виолончелиста и «Памяти Георгия Дорохова» для ансамбля. На время этой академии, которая длилась всего одну неделю, я был студентом у Дмитрия Курляндского(Россия), Мартина Смолки(Чехия) и КаролыБаукхольд(Германия). После академии я вернулся в Москву на фестиваль «Новая Россия – Новая Европа», где в одном из концертов прозвучала премьера моей новой работы «Кодурэ», которую мне заказал «ГАМ-ансамбль», где я являюсь «композитором в резиденции» и по сей день.Диск с этим произведением должен выйти этой зимой в Москве.

Что представляет твоё направление в композиции. Как оно называется. Как ты к нему пришел. Чем оно тебе интересено. В чём твоя индивидуальность. К чему стремишься.

Сегодня уже невозможно определить, какое направление идет сейчас. Раньше, еще до появления первых композиторов, церковь не разрешала присваивать авторство, т.к. это считалось грехом, потому что музыка дается только свыше и авторство лежит только на Нем. Но все же, профессиональная музыка зародилось именно в церкви, где первые композиторы писали математически просчитанную музыку только для Бога. В эпоху романтизма, композиторы уже не ставили такой задачи. А сегодня, спектр применения композиторского ремесла намного расширился. Сегодня есть музыка для аэробики, для медитации, для рекламы и т.п. Это как дерево с ответвлениями. Но если говорить о профессиональной академической стороне, то раньше и вплоть до -80 годов XX века было много школ, направлений, композиторы которых были технически схожими. (Нидерландская школа, Мангеймская школа, Нововенская школа). А уже сегодня набирает силу новое веяние, где каждый композитор и есть отдельная профессиональная школа и целое направление.

В моей же музыке огромное значение играет философия Азии – Китая, Кореи, Японии. Я стараюсь найти некие параллели старого и нового мышления, ведь для Азиатского региона и музыка, и живопись – это не просто искусство, а целая философия. Я стараюсь показать через музыкальную призму то, как я это перенимаю, понимаю и воспринимаю.

Что представляет молодое московское поколение композиторов в стилевых поисках. Или уже сложившиеся. Какие доминирующие ветви. Назови несколько имён с характеристикой и перспективами.

За последние десять лет Россия дала миру огромное количество молодых и перспективных композиторов. Признаюсь честно, нигде в мире я не видел такого потенциала молодых композиторов, как в России. Происходит культурный ренессанс. Во многих городах активно развивается современная музыка, появляются ансамбли современной музыки, но центром по прежнему является Москва. Еще пять лет назад в Москве было всего два ансамбля, которые целенаправленно играли современную музыку(МАСМ и Студия Новой Музыки), а сегодня их уже пять. Концерты с современной музыкой проходят каждый день. Во многом, на все это, а так же и на молодежь заметное влияние оказала группа молодых композиторов «СоМа»(Сопротивление материала), куда входят Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Алексей Сюмак, Антон Сафронов, Георгий Дорохов(1984-2013) и Борис Филановский.

Дмитрий Курляндский – первый композитора из России, выигравший престижнейший конкурс «Gaudeamus» в Голландии. Сам он называет свое направление, как «объективная музыка», ассоциируя это с кинетическими скульптурами. В его музыке используются в основном нетрадиционная игра на инструментах, всевозможные скрипы и шумы. Сам он описывает это так:

«…Идея моего сознательного отказа от звуковысотности, точнее от конвенционального исполнительства, прежде всего, связана с тем сломом, который произошел со мной в двадцатилетнем возрасте, когда я не смог быть исполнителем. С тех пор для меня исполнительство в целом связано с неким ощущением физической боли. Это восприятие звука, как результата физиологического процесса, который формируется внутри тела исполнителя, и есть для меня материал. Таким образом, я работаю не со звуками, а с теми процессами, которые сопровождают исполнителя при осуществлении той или иной физической акции над инструментом или над собой для извлечения и воспроизведения звука…

Вообще, на мой взгляд, музыка – это, в первую очередь, не звук, а структурирование и конструирование времени – взаимоотношение композитора, исполнителя и слушателя со временем. Я антинарративен и архитектоничен. Это как в музее, где есть две возможности: экскурсия с гидом и самостоятельная прогулка. Я выбираю последнее – мне интересно выстраивать собственную траекторию и архитектуру…»

Музыкальный язык Вадима Карасикова – последнего ученика Эдисона Денисова, очень ярок и самобытен. Получив по окончании консерватории в Москве немецкую стипендию DAAD на продолжении учебы в Германии, он произвел там настоящий фурор. Вадим очень четко подходит к реализации идеи на бумаге, выписывая каждый шорох, штрих, артикуляцию, и при этом играя на десять пиано, т.е. практически не воспроизводя звука. Его партитуры отличаются гиперусложненными партиями, по сравнению с которым, партитуры Фернихоу показались бы примитивными.

Идея группы «Пластики звука», куда входят композиторы помладше – Николай Хруст, Владимир Горлинский, Ольга Бочихина, Алексей Наджаров, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак(он так же входит в «СоМа») и Андрей Кулигин состоит в том, что искусство должно быть самостоятельным игроком в культурном процессе и не зависеть от идеологических догм и лозунгов. И тогда в недрах самодовлеющей музыкальной материи можно будет найти настоящий смысл вместо поверхностной «концепции», выдаваемой за произведение искусства.

Среди российских композиторов еще младше(студентов и аспирантов), хочу выделить Александра Хубеева, Елену Рыкову, Дениса Хорова, Марину Полеухину, Александра Чернышкова и Кирилла Широкова.

Какие намечаются тенденции в поисках молодёжи в России и за рубежом.

Молодое поколение активно экспериментирует с такими различными жанрами, видами искусств, как инструментальный театр или перформанс. Сегодня нельзя сказать, куда идет основная тенденция. Каждый стремится создать что-то свое особенное. В Москве огромное количество хороших молодых композиторов и все они не похожи друг на друга. В Европе, многие композиторы так же используют элементы театра в музыке. Особо хочу выделить греческую композиторшу Марьянти Папаалександри-Александри, направление которой Дмитрий Курляндский описывает, как «техногенной музыкой». Большинство ее работ – это звучащие инсталляции с музыкальными инструментами, которые звучат без воздействия человека. Партитуры аргентинского композитора Эдуардо Могилянского так же выделяются своей гиперусложностью, но в отличии от Вадима Карасикова, там все намного жестче. Так же хочу выделить таких молодых зарубежных композиторов, как Франческо Филидей из Италии и Марк Барден из США, который на данный момент проживает в Германии.

Что представляют сейчас современные композиторские конкурсы в России и за рубежом. (В стилевых отношениях и в конъектурном плане).

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных конкурсов для композиторов, как в России, так и за рубежом. Стилистика конкурса во многом зависит от того, кто сидит в составе жюри и кто проводит конкурс. В общем, участие на конкурсах можно разделить на две части – те, которые не требуют предварительного взноса и те, которые требуют. Естественно, что сумма призовых зависит от того, есть ли взнос или нет. Поэтому, прежде чем подавать заявку на конкурс, надо внимательно ознакомиться с положением и с членами жюри.

Что бы ты посоветовал нашей молодёжи, желающей принимать участие в композиторских конкурсах. К чему стремиться и на что обратить внимание. И есть ли какие -то области, ещё не тронутые.

Прежде всего, я советую дерзать, но только в правильном понимании этого слова. Изучать, узнавать, заниматься саморазвитием и ни в коем случае не ограничивать себя рамками. Композитор обязан знать все. Сегодня у нас есть такое мощное средство под рукой, как интернет, которым надо пользоваться умело. Чтобы выступать достойно на международном уровне, необходимы не только глубокие познания, но и так же техника, которую вырабатывают на протяжении многих лет. Пишите, как можно больше. Старайтесь писать, а не копировать.

Есть ли у тебя какие-то мысли о перспективах развития композиции. Если опираться на сравнение В.Г.Тарнопольского, то возникает вопрос – а есть ли ещё у неё «природные ресурсы»?

В природе есть два типа ресурсов – те, которые исчерпываются и возобновляются и те, которые исчерпываются и не возобновляются. Но я бы отнес человеческие ресурсы к неисчерпаемым, которое постоянно возобновляется, привнося все больше полезных минералов. Во все времена говорили, что музыки приходит конец, но мы знаем, что всегда находились те, которые опровергали это мнение, привнося с собой нечто новое и сейчас мы изучаем этих композиторов в учреждениях. Я не экстрасенс, чтобы предвидеть музыку будущего, но могу лишь сказать одно – сегодня очень много композиторов и среди них очень много хороших композиторов. И огромное значение здесь играет удача и везение. Умение правильно выбрать свой путь. А для этого необходимо верно выбрать себе наставника.

Планы

В списке планов, первым стоит струнный квартет, который мне заказал квартет «Cantabile»из Москвы. Далее, я планирую закончить пьесу для ансамбля, заказчиком который так же является Московский ансамбль современной музыки – «XXвек» Олега Танцова. Итальянский трубач Симоне Тельандро попросил меня написать несколько десятков миниатюр для проекта в Италии, а в университете я должен буду написать пьесу для большого ансамбля. К тому же я еще пишу произведения для симфонического оркестра «Самгук».

Беседу провёл доцент КНК им.Курмангазы Владимир СТРИГОЦКИЙ

Сентябрь 2013г.Алматы

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.