Жанар Сулейманова. Игра сквозь время

Каждый раз игра Жанар Сулеймановой, которая уже 22 года играет в филармонии, — это философское откровение, интеллектуальный прорыв, потому что подбор программы, которую она составляет всегда тщательно и придирчиво, явно нацелен на ищущую публику, не желающую «мыслительного покоя». Вечера пианистки, как правило, состоят из двух отделений, где она своей харизмой и душевностью создает по-настоящему проникновенную атмосферу единения Артиста и Слушателя.

Первый раз я был на концерте Ж. Сулеймановой 6 декабря 2005 года, когда она в Большом зале филармонии имени Жамбыла — старейшего музыкального заведения — играла Вечер романтической музыки Ф. Шопена. Тогда я сам увлекался его творчеством и знал все опусы и тональности наизусть, изучал творческую манеру разных исполнителей кто играл его. Уже с первого раза пианистка привлекла своей страстностью и вдумчивостью; мягким, но крепким звуком.

Второй раз, когда я попал на представление Ж. Сулеймановой, был случаен, но безошибочен — через почти семнадцать лет, 20 мая 2022 года, она играла концерт, который назвала «Посвящение Баху». В двух отделениях встретились И. С. Бах, Ф. Бузони, А. Казелла, А. Онеггер, А. Руссель и Ф. Пуленк. Весь вечер строился на семиотико-музыкальной анаграмме B-A-C-H (си бемоль–ля–до–си). В игре Ж. Сулеймановой отчетливо прослушивается выстроенная драматургия, погруженность в музыку (которая не всегда податлива, не всегда церемонится с кем-либо). Причем пианистка, тщательно выверив конструкцию музыкальной пьесы, полностью контролирует ее и «рубатирует». Так любимые Ж. Сулеймановой рубато вызваны ажитатностью момента в играемой ею композиции. Это не сухо выученные ноты и кабинетный академизм, а очень трепетный/трепещущий, как рыба, вытащенная из воды, момент. Благодаря этому есть ощущение настоящей музыки, не архаичной и устаревшей. Не взятой ненадолго с «полки забытой классики», а той, что сиюминутно живет здесь и сейчас.

Жанар Сулейманова

Июньский вечер Ж. Сулеймановой, где она играла импрессионистскую музыку, я не смог посетить, но с удовольствием послушал программу 9 сентября 2022 года под названием «Возвышенное принадлежит нам». Тогда звучали Л. В. Бетховен (Седьмая и Семнадцатая сонаты), Ф. Шопен (два полонеза, разделенных двумя тонами — ми-бемоль минор и фа-диез мажор) и Вариации на польскую народную тему К. Шимановского. В пианизме Ж. Сулеймановой нет никакого надуманного пафоса. Прикосновение к клавишам рояля уверенное, властное, но в то же время теплое, мягкое, глубоко проникновенное. Ее игра вызывает ощущение цельности личности, чистого таланта, обогащенного огромной школой в Байсеитовской школе, в Академии имени Гнесиных и Московской консерватории, а также обучением у многих выдающихся пианистов и педагогов в Германии, Франции и Италии. Это не могло не повлиять на ее игру и выразительные возможности. Потому что чего только стоит культурная жизнь этих городов в разные эпохи. Это наполняет душу, питает ее корни. Еще важна практика, концертная деятельность, которая у Ж. Сулеймановой огромна и очень значительна.

Жанар Сулейманова 16 октября 2022 года пианистка организовала Вечер фортепианной музыки «Судьба как пример», посвященный 110-летию выдающегося министра культуры Казахской ССР И. О. Омарова (1912–1970). В этот раз звучали Д. Скарлатти, М. Клементи, Л. Бетховен, Ф. Лист, Б. Барток, а также казахстанские композиторы К. Кужамьяров, Г. Жубанова и Н. Мендыгалиев. Пианистка такой программой продолжила традицию и стремление И. О. Омарова давать возможность народу изучить как можно больше разнообразия в искусстве.

Жанар Сулейманова Жанар Сулейманова

Этим вечером перед началом концерта с благодарностью и приветственной речью к аудитории выступила заслуженная артистка КазССР, прима-балерина Бакинского, Кишиневского и Алма-Атинского театров Людмила Рудакова, которую Ильяс Омаров пригласил в 1965 году в нашу республику. Она вспомнила о том, с каким почтением и благоговением отнесся к ней высокопоставленный чиновник, благодаря чему ее творческая жизнь продолжилась в Казахстане.

Жанар Сулейманова Жанар Сулейманова

В завершении своей рефлексии могу точно сказать, что, открывая и погружая в свои миры слушателя через богатейший репертуар, Ж. Сулейманова показывает удивительную многогранность музыкальной вселенной разных эпох, жанров, часто увлекая зрителя в трансцендентное существование. Ее творчество необходимо изучать, а молодым начинающим музыкантам больше слушать и впитывать «глубину веков», узнавать сокровенное в великих мелодиях и гармониях, которые пианистка дарит зрителям.

Она выходит к рампе и говорит сама, рассказывает о композиторах, об их чувствах и программе, которую будет играть, превращая вечер фортепианной музыки в маленькое театральное действие, о котором вспоминаешь.

 

Д. Д. Уразымбетов,
кандидат искусствоведения, доцент Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, член Казахстанской гильдии критиков искусства (Алматы)

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.