Абугалисын Шоканбаев: «Музыка – это мой мир, моя жизнь!»

Вашему вниманию представляем интервью с дирижером Карагандинского академического оркестра народных инструментов имени Таттимбета, замечательным педагогом колледжа искусств имени Таттимбета, Заслуженным деятелем Республики Казахстан – Абугалисыном Шоканбаевым.Абугалисын Шоканбаев

Абильтай Жаканович, где вы учились?

— Чтобы стать профессиональным музыкантом в нашей стране нужно очень долго учиться. Главное – иметь желание и верить в свои силы. Ведь музыкант – это не столько профессия, сколько призвание.

В 1973 году я поступил в Карагандинское музыкальное училище имени Таттимбета. На втором курсе меня призвали в армию в группу советских войск в Германии (1974-1976гг.). После службы я продолжил учебу и в 1979 году закончил училище по классу домбыра у педагога – Балтабая Шахарбаева. На своем пути я встретил немало прекрасных людей и талантливых педагогов. Они не только учили меня музыке, но и воспитывали характер, умение преодолевать себя, не бояться трудностей. Мне бы хотелось сказать несколько слов о них.

Дирижированию учился у хормейстера Розалии Николаевны Чуфистовой, так как в то время еще не было оркестрового дирижирования на отделении народных инструментов. Она подбирала разнообразный репертуар, состоявший из произведений зарубежных и советских композиторов. Музыкальную литературу вела Клара Жумагалиевна Сарсекова, анализ – Куралай Эрденовна Турганбаева. Очень интересную работу вели преподаватели отделения русских народных инструментов, я самостоятельно ходил к Мучник Александру Михайловичу, Зацепилову Александру Сергеевичу. Русский оркестр под руководством А. Зацепилова был одним из самых лучших коллективов республики. Наше отделение в то время относилось к предметно-цикловой комиссии при отделении русских народных инструментов, которым заведовал очень грамотный музыкант, человек с большой буквы – Василий Алексеевич Холопайнен. Большое влияние на мое становление как музыканта оказал М.Х. Хайруллин, тогда директор музыкального училища. На государственном экзамене по дирижированию я дирижировал произведение С.Мухаметжанова «Шаттық отаны». В состав государственной комиссии входил и А.Зацепилов, который дал мне высокую оценку и сподвиг на выбор специального дирижирования в консерватории. Вот так я и закончил училище.

В 1979 году я поступил в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Учился у замечательных педагогов. Айткали Жайымов преподавал специальность (домбыра). По дирижированию первый год я занимался у О.Готмана, немца по национальности, который блестяще владел казахским языком. Со второго курса у нас была специализация и меня определили к Алдабергену Мырзабекову. Инструментовке обучался у Макалима Койшыбаева, потом перешел к Кенжебеку Кумисбекову. Так как Айткали. Жайымов уехал в Монголию на два года, некоторое время специальность мне преподавал Айтжан Токтаган, но закончил я класс по домбыре у Айтекең. Он оказал большое влияние на мою игру на домбыре, помог мне в постановке руки.

Важным этапом в моей жизни – стала стажировка, оркестровая практика в оркестре имени Курмангазы. Руководил оркестром Шамгон Сагадинович Кажгалиев – Народный артист Казахстана и СССР, профессор Алма-атинской консерватории им. Курманғазы. При отделении казахских народных инструментов была прекрасная кафедра оркестрового дирижирования, которую он возглавлял.

— Это народное или симфоническое дирижирование?

— Дирижирование оркестром народных инструментов, туда проходил строгий отбор студентов. Мы занимались у видных профессоров Ш.Кажгалиева, А.Мырзабекова, Ж.Темиргалиева, К.Кумисбекова и др. Обучение в консерватории, стажировка и практика в оркестре имени Курманғазы кроме знаний дало мне общение со многими выдающимися личностями, именитыми музыкантами. Это был замечательный жизненный опыт, который всегда выручал меня в дальнейшей педагогической практике и музыкальной деятельности.

— Обработки кюев у вас замечательные, вы как-будто являетесь продолжателем, учеником Алдабергена Мырзабекова?

— Да, я ученик Алдабергена Мырзабекова и этим горжусь. Недавно среди своих бумаг нашел оркестровую обработку кюя Әбди «Қосбасар», которую оказывается (смеется) оркестровал в 1994 году. Шикарный кюй, новый подход, новый взгляд, интересная гармония. Оркестр будто «говорит». Ритмически сложное исполнение: смешанные размеры, дирижирование на переменные размеры 5/8, 3/4, 7/8, 8/8. Прекрасное произведение.

— В каком году закончили консерваторию?

— В 1984 году, и сразу приехал в Караганду по направлению в музыкальное училище. Преподавал по специальности домбыра и дирижирование, стал руководителем студенческого оркестра. В 1986 году оркестр казахских народных инструментов училища стал лауреатом второй степени на Республиканском конкурсе в г.Алматы. Программа была интересная: Менуэт из 40 симфонии В.Моцарта, «Галоп» их сюиты Д.Кабалевского, кюи Таттимбета. С 1986 года на протяжении двенадцати лет заведовал отделением казахских народных инструментов. В годы моего заведования в училище были открыты классы кыл-кобыза, домбры-примы, кобыз-примы. Отлаженно велась профориентационная работа, большое количество выпускников мы направляли на работу в музыкальные школы по Карагандинской области, туда где не хватало специалистов. Классов кыл-кобыза и кобыз-примы в музыкальных школах области вообще не было. Я даже специально выступал по телевидению Всесоюзного масштаба, т.к. проблема эта была актуальна у нас. По области в целом, и особенно в городах-спутниках в Абае, Сарани, Шахтинске, Шахане открывались классы преподавания казахских народных инструментов. Такой подход дал свои результаты.

Особо хочу отметить, то, что в 1994 году по моему приглашению в наше училище пришел Мейірхан Адамбеков. В тот период он не работал в сфере культуры. При отделении казахских народных инструментов был открыт факультатив народного пения. Через два года при поддержке директора Ж.Сейфуллина начали готовить документы на открытие самостоятельного отделения, разработали учебную программу. Взяли шифр классического вокала, и подшифр для традиционного пения. И получили лицензию! Начали набор на специальность. В 1996 году вместе с Мейірханом Адамбековым начал работу и Жаксыгелди Кемалов. Вначале они были на базе нашего отделении казахских народных инструментов, а позже стали самостоятельным отделением «Пение с домброй». Я горжусь тем, что был «зачинщиком» данного отделения, выпускники которого работают, творят во многих коллективах нашей Республики.

— Академический оркестр казахских народных инструментов имени Таттимбета когда открылся?

— В 1988 году в жизни Карагандинской области произошло знаменательное событие был создан оркестр народных инструментов под руководством Дуйсена Укибая. В начале я работал концертмейстром второго тенора. Имея опыт дирижера я непосредственно помогал дирижеру, мы вместе подбирали репертуар. В 1992 оркестр возглавил Шамгон Сагадинович Кажгалиев. Я стал его ассистентом, а с 1996 года стал работать вторым дирижером. Совместная работа с мэтром музыкального мира способствовала моему творческому росту.

В 2011 году ездил в г.Актау на Республиканский конкурс дирижеров, где занял второе место. Работая в оркестре невозможно не творить. Многие годы я делал оркестровки кюев народных композиторов нашего региона. Итогом стало издание партитур для фольклорных ансамблей, для народных оркестров. В 2004 году вышла книга «Сылкылдак», где обработаны и оркестрованы пять произведений Таттимбета. Шакең (Ш. Кажгалиев) в предисловие книги написал, что эти кюи Таттимбета были оркестрованы впервые. В 2006 году издана первая часть книги «Арқа күйлері» разных авторов Аққыз, Қыздарбек и др. В книге про Манарбека Ержанова (2016 г), были размещены его песни и кюи впервые оркестрованные мною для оркестра. В 2011 году вышел сборник «Үш қоңыр» для фольклорного ансамбля, и Сборник песен Касыма Аманжолова куда вошли мои оркестровки песен. В 2018 году вышла вторая часть книги «Арқа күйлері»: куда вошли кюи Абди, Сембека, один кюй Сейфуллы (отца Сакена Сейфуллина), один кюй М.Хамзина. Ранее эти кюи не были оркестрованы. Все эти произведения вошли в репертуар нашего оркестра имени Таттимбета.

Абугалисын Шоканбаев

— Есть ли у вас любимый композитор, произведение?

— Таттимбет. Какое произведение? Сложно сказать. Люблю все кюи Таттимбета. В 2012 году делал для фольклорного ансамбля делар оркестровку кюя «Былкылдак», сейчас хочу сделать для оркестра, в более обширном, интересном варианте. Нашел в каком-то сборнике вариант М.Хамзина в квинтовом строе.

— Есть у вас хобби помимо музыки?

— Хобби у меня – это оркестровка, обработки и инструментовка. Сейчас хожу в спортзал, в бассейн, люблю читать исторические книги, книги про знаменитых дирижеров. Любимые авторы Мухтар Магауин, Абиш Кекилбаев. Постоянно их перечитываю и нахожу всегда что-то новое для себя. Недавно читал интересную книгу Акселеу Сейдимбека. Его книга «Қазақтың күй өнері» является моей настольной книгой. В произведении Газизы Жубановой «Мир мой музыка», есть высказывание о профессии дирижёра: «Воля, фантазия, слух, память, образное воображение, ритмическое чувство, но и некоторые неуловимые психологические качества личности, вытекающие из потребности повелевать, внушать, увлекать, то есть из задатков лидерства составлять суть и тайну дарование дирижера». Сказано емко. Керемет! Немецкий дирижер О.Фрид говорил: «Надо родиться с сердцем способным воспринимать самые тончайшие музыкальные впечатление, надо воспитать ум способный притворить эти впечатления в идеи, и надо иметь твёрдую руку, чтобы передать эти идеи оркестру».

— Какими оркестрами дирижировали? В училище, оркестром имени Таттимбета, Курмангазы…

— Да, дирижировал оркестром имени Курмангазы, а также оркестрами в Астане, Атырау. Чем отличается наш оркестр? Обширным репертуаром: кюи шертпе, токпе, мы охватываем почти все регионы.

— Расскажите о своей супруге.

— Супруга моя – Рымкуль Толеубаевна, много лет проработала в системе дошкольного образования. В последние четырнадцать лет работала в Карагандинском филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» начальником отдела методического обеспечения и развития, заведующей лаборатории. В сентябре прошлого года ушла на пенсию. Познакомились мы в стенах музыкального училища, где она обучалась на теоретическом отделении, но не завершила так как вышла за меня замуж. Впоследствии она окончила психолого-педагогический факультет КарГУ.

— А у вас из родителей кто-то играл, пел?

— Говорят, что мой дед Рахмади имел прекрасный голос, был акыном-импровизатором. Отец Жакан в молодости принимал активное участие в творческой самодеятельности, участвовал в конкурсах всесоюзного, республиканского, областного масштабов, был лауреатом, он айтыскер-акын. В 1980 году принимал участие в Республиканском конкурсе айтысов. В семье я старший, и вместе с младшим братом Мухитом мы выбрали музыку своей профессией. Мухит долгое время работал в Астанинском оркестре казахских народных инструментов, сейчас работает в Государственном академическом казахском музыкальном драматическом театре им. К. Куанышбаева.

— Что для вас самое ценное?

— Самое ценное – это моя семья, дети, внуки и моя работа. Пока есть здоровье, востребованность, буду работать. В творческом отношении стараюсь не расслабляться, не останавливаться. В движении жизнь!

— Что такое музыка?

— Музыка – это мой мир, моя жизнь!

Жангул Кожахметова, кандидат искусствоведения

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.