Дина Дуйсен: «Я нахожусь в постоянном поиске и не останавливаюсь»

21 сентября казахстанско-британская пианистка, лауреат международных конкурсов, магистр Королевской академии музыки Дина Дуйсен представит в Государственной академической филармонии акимата города Нур-Султана драматический концерт «Байрон: ангел и изгой» с участием актеров театра и кино Великобритании.

Дина Дуйсен

Талант Дины Дуйсен был очевиден с детских лет. Необычайная природная одаренность, настойчивый труд, непреклонная воля к победе артистическая харизма привели пианистку к ярким творческим завоеваниям. Дина Дуйсен – отечественная исполнительница, которую пригласили в известную Королевскую академию музыки, входящую в десятку лучших заведений Европы. Академию в Лондоне она закончила с отличием.

Сольный диск «Mazurkas from Chopin to Adès» диск Дины Дуйсен пользуется популярностью. Он записан с продюсером и лауреатом «Грэмми» Эндрю Кинером. Артистическая карьера Дины Дуйсен головокружительна и полна, на первый взгляд, чудес. В преддверии концерта пианистка согласилась дать интервью.

– Кто повлиял на вашу профессиональную судьбу? Кто помог вам раскрыться, как исполнительнице?

– Я родилась в музыкальной семье: папа Орынбай Дуйсен – домбрист, заслуженный деятель Республики Казахстан, мама – пианистка Сауле Сагимбаева и двое братьев скрипачей – Ордабек и Ильяс. Поэтому музыка всегда играла большую роль в моей жизни. Соседи слушали и никто не жаловался. Сейчас меня восхищает их терпение. Я до сих пор люблю слушать папину игру и, когда я бываю в Казахстане, то прошу его поиграть мне – дать эксклюзивные концерты (улыбается).

Огромное влияние на меня оказали преподаватели специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой и Казахской национальной академии музыки в Астане. Многие педагоги вложили свой труд в мое развитие, за что я им благодарна.

В Америке я познакомилась с потрясающим музыкантом и педагогом Сергеем Бабаяном. Он до сих пор оказывает огромное влияние на меня: даже если вы просто сходите на его концерт, то научитесь многому. Я очень горжусь дружбой с Сергеем и его женой Маргаритой. Также во время учебы в Техасе я подружилась с великолепным музыкантом Андреем Поночевным. Он один из моих любимых пианистов.

В одном интервью вы сказали: «Если верить в чудеса, то они случаются, а если параллельно еще и работать над этим, то повышается процент того, что это чудо произойдет! На самом деле чудеса в моей жизни – это люди, которые меня окружают» («Караван»). На вас обратили внимание и, вот, вы – студентка лондонской Королевской академии музыки. Это заведение входит в десятку лучших заведений Европы. Какие трудности пришлось вам преодолевать, приехав в другую страну из Казахстана?

– Меня пригласили в академию поступать на общих правах. Но: я заранее прослушалась у декана Кристофера Элтона, и он сказал, что возьмёт в свой класс. Мне хотелось попасть к нему и я тогда думала: «Если нет, то поступать и не буду». Я поступила. В академии у меня были три основных педагога: Хэмиш Милн, Кристофер Элтон и Кэтрин Стотт. Учиться у таких музыкантов – как выиграть лотерею. Правда, Кэтрин пришлось уйти из академии на второй год из-за загруженности: она много играет с виолончелистом Йо-Йо Ма.

Как-то после концерта мы с ней пошли в ресторан, и я сказала, что хотела бы послушать их дуэт живьём. Она тут же предложила приехать на концерт в Париже, пообещала билеты. За пару дней до концерта Кэтрин сказала, что там возникли форс-мажорные обстоятельства, но она ждет меня все равно даже в качестве page turner – музыканта, который перелистывает ноты. Я с радостью согласилась, а она пишет: «Ты серьёзно? Я же пошутила, но если хочешь, то я могу это устроить». А во Франции закон: я не имею права работать бесплатно. Так что мне ещё и заплатили €90. Кэтрин познакомила меня с Йо-Йо Ма. Он воскликнул: «Ну, наконец-то, а то я столько слышал про тебя!» В общем, вечер был чудесный и играли они потрясающе.

Дина Дуйсен

Дина Дуйсен

– Вы закончили академию с отличием. Что требовали от вас зарубежные профессора? К примеру, поиск оригинальной интерпретации или же, напротив, максимально точное копированию манеры знаменитых пианистов?

– В основном профессора хотели слышать убедительную интерпретацию. Копирования не просили, но могли посоветовать кого-то послушать. Надо понимать, что в каждом стиле есть ограничения, в каких-то особо жёсткие, где-то помягче. Многие музыканты на концертах избегают исполнять определенных композиторов, а кто-то всю жизнь играет произведения 3–4-х композиторов, а то и меньше. Я работаю над произведениями разных авторов, но не все сочинения оказываются «на сцене».

– Интересны ли вам жанр камерной музыки и преподавательская деятельность?

– Да, очень. Камерной музыкой я занимаюсь уже давно, у меня был замечательный педагог Вячеслав Узбеков. К сожалению, он так рано ушёл из жизни. Мы встретились с ним в мой последний приезд и он так радовался, что я много играю с разными скрипачами, виолончелистами, расспрашивал программу.

Сейчас я работаю со многими талантливыми студентами в Royal College of Music, иногда в Royal Academy of Music и Guildhall School of Music & Drama. Особенно напряженными оказались май–июнь, когда надо было проводить репетиции, отыграть много экзаменов. Кстати, буквально неделю назад я вернулась из одного из моих любимых городов – Санкт-Петербурга, где мы с моей подругой отыграли её экзамен в консерватории.

Также в этом году я готовила к прослушиваниям и экзаменам своих студентов. Сейчас они на каникулах, жду их отдохнувшими в сентябре.

Год был насыщенным. Представьте себе моё удивление: я получила конверт с началом моих пенсионных отчислений!

– Почему в британской прессе вас называют казахской королевой фортепиано? Приятен ли для вас этот титул?

– Достаточно было одной рецензии пару лет назад, где в заголовке было написано что-то вроде: «В руках казахской королевы фортепиано». И с тех пор ко мне прикрепился этот титул. Конечно, мне приятно, не буду лукавить. У меня есть знакомый, который после концертов всегда подходит со словами: «Ваше величество».

– Тогда: Ваше величество, какую роль играете именно вы в музыкальной мозаике исполнительского искусства иностранного государства?

– Я не задумываюсь: «Так какую же роль я играю?» Просто хочу оставаться честным музыкантом, делать свою работу, как можно лучше и получать радость. Иногда мне говорят, что я требовательна, но я и от себя требую не меньше, а больше. И, работая с такими музыкантами, как Мартин Джеймс Бартлетт, Николой Бенедетти (я уже год как репетирую с ней все скрипичные концерты в качестве концертмейстера), Крисом Ричардсом и другими, я вижу, как и они не дают себе поблажек. Я нахожусь в постоянном поиске и не останавливаюсь. Остановка – это зачастую деградация. Меня интересуют люди, которые горят каким-то делом. Это всегда притягивает.

– Михаил Плетнёв говорит: «Происходят события, переживания, и, к сожалению, чем сильнее, трагичнее эти переживания, сублимированные в искусстве, тем большее влияние они оказывают на художника. Иногда за выражаемые в творчестве чувства приходится платить слишком великую цену» («Наша газета»). Насколько близки вам эти слова?

– С таким утверждением я не могу не согласиться. Просто исполнять драматически-трагичные произведения с жизненным опытом все же легче. Поэтому я стараюсь получать опыт переживания сильных эмоций и впечатлений. Недавно полетала на вертолете, на очереди воздушный шар. Это тот опыт, с которым я могу поделиться публично, про остальное промолчу. Скажу только, что по эмоциональному накалу последние два года были крайне занимательные.

– Ранее в Лондоне вы участвовали в драматическом концерте «Байрон: Ангел и Изгой» с известными актерами Саймоном Расселом Билом и Робом Хипсом. Рассказ о гениальном английском Джордже Байроне и стихи поэта-романтика сопровождала музыка в вашем исполнении. Чем будет отличаться драматический вечер в Казахстане от лондонской премьеры?

– Работа над этим проектом началась задолго до самого концерта. Автор идеи Натали Спир писала сценарий около двух лет. Она перечитала все книги о Байроне. Так же она готовилась к драматическим концертам о Чехове и Моцарте ранее. Над концертом также работают режиссёр Ричард Спир, продюсер Майя Эллис, световой дизайнер Джефф Хенс: все они приедут в Казахстан.

Для меня это третий концерт такого плана. Работать с актерами Саймоном Расселом Билом и Робом Хипсом было сплошным удовольствием. Это настоящие профессионалы, талантливые люди. А с Робом мы подружились и уже сделали два совместных концерта «Музыка и Поэзия» в Лондоне и Торонто. В концерте звучат произведения композиторов и поэтов, чьи художественные устремления перекликаются между собой.

В Казахстан же приедут другие актеры, так как Саймон занят в театре, а у Роба съемки. Совсем скоро организаторы концерта раскроют все карты. Пока только скажу, что в концерте будут задействованы великолепные актеры. К примеру, рассказчик – из Королевской Шекспировской труппы!

Концерт будет сопровождаться субтитрами на русском языке. Хочу поблагодарить Айнур Байжанову и Гульзат Жусупову за предоставленный перевод.

После концерта мы будем в фойе общаться со слушателями, делать селфи и если кто-то захочет приобрести диск, я с удовольствием подпишу на память.

Дина Дуйсен

Для сопровождения стихов поэта выбраны сочинения Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Франца Шуберта, Феликса Мендельсона и других композиторов. Чем обусловлен такой выбор?

– В концерте прозвучат произведения пяти композиторов: Шопена, Шуберта, Шумана, Мендельсона и Бетховена. Это современники Байрона. Выбором композиторов занималась Натали Спир, я также посоветовала некоторые сочинения. Например открытия двух отделений сочинениями Шопена – они отражают настроение текста рассказчика и стихов Байрона.

Какова дальнейшая судьба проекта «Байрон: Ангел и Изгой»?

– В дальнейшем мы покажем этот концерт в США и в других странах. Но мне было важно участвовать в этом проекте на родине. Хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто сразу откликнулся на мою идею провести концерт в Казахстане. Это директор столичной филармонии Сакен Абдрахманов, председатель правления RTG Tilmash Kazakhstan Самал Балгимбаева, меценат Сапар Искаков, журналист Махаббат Есен, администрация ресторана «Sokko Restobar» и отелей «The One Hotel Astana» и «Royal Park Hotel & Spa».

Билеты можно приобрести здесь:
https://ticketon.kz/event/dina-duysen-bayron-angel-i-izgoy
Фотограф: Alex Ralph (№ 1)
Айгуль Серикпулова (№ 2) Инстаграм imoonflowerr

Дина МОСИЕНКО, Астана

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *