Виталий Орленин: в служении вокальному искусству

Учитель перед именем твоим,
позволь смиренно преклонить колени.

Виталий ОрленинВ истории искусства мы часто забываем имена людей, которые отдали всю свою жизнь в служении и развитии того или иного вида искусства. В частности одним из таких людей является заслуженный артист Каз.ССР профессор В.Н. Орленин.

Виталий Николаевич Орленин в 1954 году закончил с отличием вокальный факультет Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных и был принят в стажерскую группу Большого театра. Он был одним из первых, кто впервые в истории Большого театра прошел стажировку за пять месяцев и был принят в Филиал Большого театра союза ССР, где пропел с 1955 по 1960 год. В Большом театре В.Н.Орленин быстро вошел в репертуар Главного театра страны и спел партию Герцога из оперы «Риголетто» Дж.Верди, партию Фауста в одноименной опере Ш.Гуно, партию Рудольфа в опере «Богема» Дж.Пуччини, партию Владимира в опере «Князь Игорь» П.Бородина. В.Н.Орленин работал с такими великими мастерами оперного искусства как, Ириной Архиповой, Галиной Вишневской, Сергеем Лемешевым, Георгием Нелепко; пел в спектаклях с Павлом Лисицианом, Иваном Петровым, Елизаветой Шумской, Николаем Гяуровым и многими другими солистами Большого театра. После закрытия Филиала Большого театра, где было сосредоточено большинство спектаклей исполняемых Виталием Николаевичем, он был приглашен в качестве ведущего солиста в Казахский театр оперы и балета им. Абая, где с 1960 года по 1986 год исполнил ведущие оперные партии идущих спектаклей. Это партия Водемона в опере «Иоланта», партия Джеральда в опере «Лакме», партия Монрико в опере «Трубадур», партия Самозванца в опере «Борис Годунов» и т.д. Всего у него в репертуаре около 40 ведущих партий лирического и лирико-драматического тенора. С 1963 года, параллельно с основной работой на сцене театра, В.Н.Орленин работает на кафедре «сольного пения» в Казахской Государственной Консерватории имени Курмангазы с нагрузкой 0,5 ставки. С 1975 года он начал активно заниматься научно-методической деятельностью, выступать с проблемными статьями и докладами на различных теоретических конференциях в России и Казахстане. С 1976 года В.Н.Оленин – соискатель ученой степени кандидата искусствоведения в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, под руководством самого крупного авторитета в области вокальной методики – доктора искусствоведения Л.Б.Дмитриева. Под его руководством он подготовил диссертацию «Фонетика пения и особенности обучения современных казахских оперно-концертных певцов» и успешно защитил ее в 1981 году (на ученом совете в Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова).

В.Н.Орленин, вплоть до 1996 года работал в Казахской Государственной консерватории имени Курмангазы еще и на кафедре «методики и педагогической практики».

Вокально-исполнительская специальность имеет свои отличия, при обучении одной из которых является индивидуальное обучение. Каждый студент – вокалист занимается у одного педагога, к которому он попал по распределению кафедры. В 1967 года я поступил в Алматинскую консерваторию на вокальное отделение и был распределен в класс Народной артистки Каз.ССР А.Байкадамовой, через некоторое время был переведен в класс И.Гаризанова, потом в класс Б.Кенжебаева. Через полтора года, на втором курсе я попал в класс В.Н.Орленина, к тому времени довольно сильно испортив природный голосовой аппарат. В жизни каждого начинающего вокалиста наверное наступает момент, когда он стоит на перепутье — продолжать обучение вокалом или уходить на другую специальность. У меня наступил именно такой момент. Благо у меня уже было высшее техническое образование, но огромное желание научиться петь профессионально пересиливало. И на мое счастье, я попал в класс В.Н.Орленина. Только благодаря Виталию Николаевичу я остался учиться в консерватории.

Педагог, обучающий студента музыкальной специальности на том или ином музыкальном инструменте, должен быть не только сам профессиональным специалистом-исполнителем, но и должен быть хорошим методистом, иметь обширные знания во всех видах музыкального искусства, хорошим психологом и многое другое.

В.Н.Орленин был в числе немногих педагогов, который закончил один из ведущих музыкально – педагогических Вузов страны, который готовит не только исполнителей, но и дает педагогическую специальность, а также 30 лет пропел на сценах оперных театров: Большого театра, Белорусского театра, театра оперы и балета им. Абая. И все это Виталий Николаевич реализовал при обучении нас студентов – вокалистов, защитив кандидатскую диссертацию на тему, которая касалась фонетики казахских гласных в пении. В.Н.Орленин был очень доброжелательным, кристально чистым и высокообразованным человеком. Казалось, нет такой сферы образования, где он был не сведущ. Он приучал нас читать и умению анализировать все, что касалось вокального искусства, заставлял меня переносить на бумагу мысли касающиеся вокального искусства и театра. Благодаря его неутомимой энергии в Алма-Ате многие годы функционировал созданный им уникальный коллектив «Детская опера» при Алма-Атинском Дворце культуры АРЗ-2. Его обожали дети и родители. «Детская опера» просуществовала 11 лет. У него около 30 научных публикаций и много неопубликованных исследований. Среди его учеников Народный артист РК Лаки Кесоглу, Заслуженные артисты РК Людмила Асланова, Канат Омарбаев, солисты оперы Юрий Пичугин, солист Узбекской филармонии Валентин Хан.

Конечно, В.Н.Орленин еще много смог бы дать как ученый и методист в нашем искусстве но, к сожалению, в начале 1998 года В.Н.Орленин в возрасте 70 лет скончался в Москве.

Заслуженный артист РК, профессор кафедры сольного пения
и хорового дирижирования РГУ «КазНУИ» ОМАРБАЕВ К.Н.

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *