Форум, звуки, жизнь…

С 15 по 17 ноября в Санкт-Петербурге прошёл VII Международный культурный форум. «Новая музыкальная газета» апостериори расскажет о самых необычных концертах секции «Музыка».

 Уже седьмой год подряд в ноябре-декабре в историческом центре Санкт-Петербурга становится особенно многолюдно и беспокойно. На Невском проспекте, на набережной Мойки, рядом с Этнографическим музеем, Манежем и Главным штабом Эрмитажа появляются люди с разноцветными одинаковыми сумками, движение на некоторых улицах перекрывается, волонтёры целыми днями мёрзнут от ветра с Финского залива — всё это характерные признаки Международного культурного форума. Первый форум был похож, скорее, на дискуссию: тогда собрались всего 70 человек. На нынешний же зарегистрировались 35 000 участников из более чем 100 стран мира. Традиционно мероприятия делятся на два потока, профессиональный и общественный; к ним добавляются пресс-конференции и пресс-подходы специально для журналистов. Оба потока разбиваются на 14 секций. Ко всему этому калейдоскопу информации добавляются панельные дискуссии на Деловой площадке, открытый лекторий «Культура 2.0», фестивальная программа, и, конечно, Мариинский театр тоже вносит свой концертно-оперный вклад в общий контекст (кстати, в этом году Мариинка представила ещё и российскую премьеру оратории Софии Губайдулиной «О любви и ненависти»). И приходит осознание абсолютно нереальной задачи — посетить около четырёхсот мероприятий на множестве городских площадок разных размеров и значений за каких-то три дня. Вот, наверное, основное, что нужно знать о форуме в цифрах для понимания масштабов столпотворения людей и извержения информационного вулкана по всем каналам массовой коммуникации в Санкт-Петербурге с 15 по 17 ноября.

Что касается секция «Музыка», то она всегда достаточно динамична. Различные круглые столы, дискуссии, ну и концерты — как само собой разумеющееся. Успеть везде и всюду просто физически невозможно, но о трёх концертах за два дня я с удовольствием расскажу читателям. Причём первые два состоялись в один вечер 15 ноября с промежутком в каких-то полчаса… А кто сказал, что классическое искусство не требует экстрима?

КОМПОЗИТОРЫ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА

Вот чего не было при дворе императрицы Екатерины Великой точно, так  это прогрессивных деятелей Министерства культуры, которые недавно решили портить музыкальные инструменты метками. Нет, зачем сразу возмущаться, ведь для блага же музыкантов стараются, облегчить гастрольную жизнь стремятся людям с коллекционными инструментами. А «недальновидная» императрица не берегла государственное имущество, дарила клавишные направо и налево в прямом смысле — любимчикам Доменико Чимарозе и Джованни Паизиелло, например. Зато теперь из-за её царской щедрости спустя несколько веков появился повод привезти из Неаполя на родину два редких нынче фортепиано (pianoforte a tavolo — они по звучанию всё-таки ближе к клавесину, чем к современному роялю) во время Международного культурного форума в рамках «Русских сезонов».

Ещё 28 августа на пресс-конференции в ТАСС посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано сказал, что кульминацией «Русских сезонов» станет именно форум в Санкт-Петербурге, где Италия заявлена страной-гостем. При его личном содействии сюда были доставлены подарки императрицы — историю не сотрёшь. Правда, на пресс-конференцию уже 15 ноября в Генеральном штабе Эрмитажа, посвящённой концерту «Магия старинных фортепиано. Паизиелло и Чимароза при дворе Екатерины II» и выставке «Чарующее движение: Паизиелло и Чимароза при дворе Екатерины II»  вместо него пришёл генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти.

Вообще сама идея привезти раритетные фортепиано в Эрмитажный театр Зимнего дворца, где они когда-то звучали, и подарить слушателям через сотни лет ощущение путешествия в екатерининскую эпоху,  принадлежала корреспонденту «Rai Italian TV» Марку Иннаро. Программу концерта составили художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» и дирижёр оркестра «Северная симфония» Фабио Мастранджело совместно с профессором консерватории Неаполя «Сан Пьетро а Майэлла» Эудженио Оттиери: как раз в консерваторской библиотеке и хранились дары Екатерины II. Инструменты находились в плачевном состоянии, но их отреставрировали и даже благополучно перевезли в Россию. Ведь именно в Эрмитажном театре в 1782 году состоялась премьера оперы Джованни Паизиелло «Севильский цирюльник» («Il Barbiere di Siviglia») ,  опера «Дева солнца»  («La Vergine del Sole») Доменико Чимарозы последний раз звучала там же в 1789 году.

Фрагменты из опер спустя два с лишним века исполнили вновь солисты театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина, Савелий Андреев, Тигрий Бажакин, Сергей Костевич, Алан Старовойтов вместе с госями из консерватории Неаполя контр-тенором Анджело Джордано и Федерико Маддалуно, который не только пел, но и солировал на мандолине. За инструмент Джованни Паизиелло была приглашена Ольга Котлярова, а клавесин Доменико Чимарозы, сделанный английским мастером Адамом Бейером в 1780 году, занял почётное место на выставке вместе с рукописями.

Говоря об «экстраординарных манускриптах», представленных на экспозиции «Чарующее движение», президент культурной ассоциации MetaMorfosi Пьетро Фолено подчеркнул глубокие связи неаполитанской и русской культур в эпоху Екатерины II: «Не зря выставка названа «Чарующее движение»: мы надеемся, что начнётся новый виток в отношениях России и Неаполя». Помимо уникальных рукописных партитур, посетители увидели в фойе Эрмитажного театра, который представляет собой аналог античного, мраморный бюст Доминико Чимарозы работы скульптора Антонио Кановы, привезённый из Капитолийского музея в Риме, а также портрет Джованни Паизиелло кисти неизвестного художника из библиотеки консерватории Неаполя и неаполитанские пейзажи из запасников Эрмитажа.

И как заметил Винченцо Трани, основатель холдинга General Invest,  концерт и выставка должны «стать большим мостом между двумя государствами». Он сам, уроженец Неаполя, давно живёт и работает в России.

К слову сказать, тема мостов была очень популярна на прошедшем форуме. Но пока ещё в ушах звучит шелестящий тембр клавесина Паизиелло, через Зимнюю канавку пора бежать к 22.00 на Мойку — в Государственную академическую капеллу — по  мостам настоящим.

НА РАССТОЯНИИ СМЫЧКА

А вам когда-нибудь приходилось посещать концерты классической музыки после 21.00? Концертный зал  Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 15 ноября был открыт до полуночи. В 19.00, пока в Эрмитажном театре слушатели наслаждались музыкой Чимарозы и Паизиелло, на сцену капеллы вышли музыканты второй страны-гостя — Филармонический оркестр Катара представил программу «28». Во дворе перед входом стояли стенды с фотографиями оркестрантов: коллектив объединяет представителей 28 стран мира. Настоящий мультикультурный феномен в полном его проявлении. Напомню, страной гостем в 2015 году была Греция, а в прошлом — Казахстан и Япония.

И к 22.00 зал опять наполнился слушателями — любителей симфонической музыки сменили поклонники камерного ансамбля. На сцену вышел Борис Андрианов, идейный вдохновитель и художественный руководитель Международного фестиваля Vivacello. В нынешнем году фестивальный концерт вошёл в список официальных мероприятий Международного культурного форума при поддержке студии современного искусства «АзиЯ-Плюс». Борис поблагодарил всех, кто пришёл, по его выражению, «в столь маргинальный час» послушать камерные сочинения Антона Аренского и Франца Шуберта. Накануне в Москве в концертном зале имени П.И. Чайковского скрипачи Кристоф Барати и Борис Бровцын, альтист Максим Рысанов, виолончелисты Борис Андрианов и Данжуло Ишизака вместе с пианистом Филиппом Копачевским исполнили ту же программу — Квартет №2 для скрипки, альта и виолончелей a-moll, op.37 и Квинтет для двух скрипок, альта и двух виолончелей C-dur, D 956. Так как Филипп Копачевский в Санкт-Петербург не приехал, «Элегическое трио» №1 для скрипки, виолончели и фортепиано g-moll Сергея Рахманинова в капелле не прозвучало, однако от этого программа воспринималась более целостно — небольшое торжество струнных инструментов в двух отделениях.

Борис Андрианов выступал в рамках форума и раньше,но в частном порядке, скажем так. «Новая музыкальная газета» писала об этом в 2016 году.  Однако в 2018 году Vivacello празднует свой десятый юбилей, поэтому география мероприятий расширилась на три города и две страны. Участников фестиваля можно было услышать в Москве, Санкт-Петербурге и Тбилиси. Открытие столь масштабного виолончельного праздника состоялось 11 ноября в Москве и стало прекрасным поводом посетить открывшийся всего несколько месяцев назад концертный комплекс «Зарядье». Большой зал приятно удивил своими акустическими качествами. Новое пространство вполне может составить конкуренцию ведущим концертным площадкам, как Международный дом музыки, концертный зал имени Чайковского и «Филармония-2».

Каждый год специально для Vivacello современные композиторы пишут на заказ новое произведение. На открытии состоялась мировая премьера «T-S-D» для виолончели с оркестром Гии Канчели. Поэтому появление Тбилиси в списке городов фестиваля совсем не случайно, грузинская музыка звучала не единожды: открывал фестиваль «Танец- фантазия» для симфонического оркестра Бидзины Квернадзе.

Самым необычным на открытии стало выступление участницы международного фестиваля «Мастера музыки» Евы Никонович в сопровождении оркестра из 100 виолончелей. Нет, не репертуаром удивила исполнительница, а своим возрастом: девочке всего 5 лет, но она бойко отыграла две пьески из репертуара детской музыкальной школы, которые разучивают в первом-втором классе.

И совершенно новое для Vivacello в 2018 году — присоединение к международному движению музыкальных волонтёров. Сейчас идут интенсивные исследования в области музыкальной терапии, в России энтузиасты изо всех сил пытаются донести до людей с тяжёлыми заболеваниями и их родственников информацию о благотворном влиянии музыки на организм. И то, что музыканты такого уровня, как Борис Андрианов и гитарист Дмитрий Илларионов, пришли 7 ноября в Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В. Ф. Войно-Ясенецкого к подопечным фонда Константина Хабенского — ещё один серьёзный шаг в направлении развития музыкального волонтёрства.

Юбилейный фестиваль виолончельной музыки доказал, что дистанция между Москвой, Санкт-Петербургом и Тбилиси измеряется не километрами — оно оказалось не больше длины смычка. И сердца музыкантов и слушателей, когда звучит музыка, находятся на том же расстоянии. На подобные пространственные парадоксы способно, вероятно, только искусство.

МОСТ ПО ИМЕНИ «ГАЙДН»

Ну, и возвратимся к теме мостов. Пока 15 ноября я разрывалась между Эрмитажным театром и капеллой на Мойке, в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства на набережной соседней Фонтанки проходил круглый стол, посвящённый проекту «Культурный мост Россия-Австрия». 16 ноября кворум плавно переместился опять же в капеллу, и вечером состоялся концерт «Культурный мост Санкт-Петербург—Айзенштадт». Симфонический оркестр капеллы под управлением Александра Чернушенко исполнил два Ноктюрна C-dur (№ 1, Hob II:25 и № 4, Hob II:31), концерт для дуэта органных лир G-dur, Hob VIIh:3, но так как органных лир не нашлось, солировали флейта Ильи Динова и гобой Павла Серебрякова. Во втором отделении прозвучала Симфония № 24 D-dur, Hob I:24.

Концерт вёл специальный гость – интендант Международного фестиваля Йозефа Гайдна в Айзенштадте Вальтер Райхнер. Он же вдохновил фотографа Манфреда Хорвата на серию фотографий, посвящённых венскому классику. Выставка была размещена в фойе второго амфитеатра, и слушатели в антракте знакомились с окрестностями Айзенштадта, с удивлением узнавали, что композитор увлекался рыбалкой и охотой, а его первую любовь родители сослали в женский монастырь. Также камера запечатлела и нотный магазин с иданиями произведений, и восковой бюст, и многое другое. Таким образом жизнь Йозефа Гайдна стала ближе русской публике благодаря визуальным образам и современным технологиям.

И хотя 2018 год был объявлен годом музыки Австрии в России, культурный мост «Россия-Австрия: Санкт-Петербург-Айзенштадт» Вальтер Райхнер совместно с капеллой проводят впервые. Ранее подобные мосты проводились в городах, непосредственно связанные с биографией «отца симфонизма» — Лондоне и Париже. И имя этому «мосту» — Гайдн.

Закрытие австрийского музыкального марафона состоится 3 декабря  в Большом зале Московской консерватории, в котором заявлены  Кристиане Кайзер,  Эмилия Москвитина, вездесущий и неутомимый Борис Андрианов, а также Екатерина Корнишина.

Ноябрь стал своеобразным резюме культурной жизни России перед новогодней суетой. Ещё один форум, ещё один фестиваль Vivacello — летопись музыкальной жизни пишется прописными буквами в истории государства, несмотря на все перипетии. Люди, звуки — жизнь… Наверное, как и Илье Эренбургу, нам не стоит жалеть о прожитом.

Юлия БЕЛОУС, соб. корр. НМГ

                                                                                               СПбМКФ —  фото автора,                                                      концертный зал «Зарядье» —  фото Евгения Евтюхова                                                          предоставлены НМГ Светланой Чаплыгиной                                 

, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.